ivanov_petrov: (geo)
[personal profile] ivanov_petrov
Проблемы, с которыми мы сталкиваемся и еще долго будем решать, имеют довольно странный характер. Можно для сравнения посмотреть, что было проблемой 100-150 лет назад.

Тогда людям, которые умели смотреть на социальную действительность, было очевидно: существует огромная общественная проблема. Это - общественное недовольство. Большинство людей в обществе недовольны тем, как устроено общество. Это производящие классы - рабочие и крестьяне, они в процессе цивилизации увидели возможность иного образа жизни, их больше не устраивает то положение, которое они занимают в обществе, и их очень много, это массы, они составляют большинство. Большинство людей в обществе недовольны тем, как устроено общество - они его перевернут.

Эту проблему стали решать. В некотором смысле - решили. Исчезло общество большинства - теперь есть общество множества меньшинств. Исчезает массовое общество, по крайней мере общество активных социальных масс - массы становятся пассивными, что уже совсем другое дело. Огромную роль приобрели медиа, развлечения - их встраивание в общество очень его изменило.

И какие же проблемы у современного общества? Кажется, при рассмотрении очень многих задач можно увидеть: проблемы связаны с тем, что это общество довольства. Большинство людей довольны тем, в каком обществе они живут. И это составляет проблему, потому что общества не изменяются - в том числе и в тех отношениях, где изменяться необходимо. Сто лет назад проблемой была излишняя социальная динамика, общественная лихорадка, недовольство. А теперь - чрезмерная аномия, пассивность и довольство.

И что можно сделать с довольством? При этом ясно, что - как прежде рецепт "убить всех" был не слишком умен, так и теперь рецепт "обозлить всех, чтобы стали недовольными" тоже не годится.

PS При этом, надеюсь, понятно, что аномия и довольство не препятствуют ни войнам, ни атмосфере напряженности и страха, ни всеобщей взвинченности, обиженности и желания оскорблять - речь же не о психологии, а о социальности. В модели "пауки в банке" полная социальная стабильность - что бы ни происходило, всегда одно и то же.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2016-12-24 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] roombatman.livejournal.com

Благополучие нынешнего общества - хрупкая иллюзия.
Любая катастрофа более-менее крупного масштаба обнажит ровно то же самое неравенство. Со всеми вытекающими, в виде бунтов и массовой резни. Природа человека неизменна.

Date: 2016-12-24 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com
Природа неизменна. Либо меняется очень медленно. Структура общества меняется намного быстрее. И не обязательно в лучшую сторону (как и природа, впрочем).
И в современной структуре "бунты и массовая резня" ни во что не выливается, ни в какие революционные подвижки, "ну, побузили, душу отвели" – и всё...
А дальше – те же мубараки, только сбоку.
Ну а в более цивильных странах на смену Маргарет Тетчер приходит Трамп. С небольшой интерлюдией "эльфов овального кабинета".

(no subject)

From: [identity profile] keleg.livejournal.com - Date: 2016-12-24 08:19 am (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] guamoco.livejournal.com
Удивительно, что эти проблемы поняли и хорошо описали еще Стругацкие в "Хищных вещах века".

Date: 2016-12-24 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] keleg.livejournal.com
Скорее уж в Библии. Стругацкие (при всем уважении) просто пытались еще раз изобрести велосипед.

(no subject)

From: [identity profile] miya-mu.livejournal.com - Date: 2016-12-24 04:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] keleg.livejournal.com - Date: 2016-12-25 01:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] bluxer.livejournal.com
"Беда твоя в том, что беды ты не знаешь"

Date: 2016-12-24 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] solomon2.livejournal.com
Если члены общества довольны его состоянием, а меняться ему необходимо, то напрашивается вопрос: зачем? Чтобы опять большинство было недовольно?

Date: 2016-12-24 08:27 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] kulver-stukas.livejournal.com - Date: 2016-12-24 10:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 12:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alamar.livejournal.com - Date: 2016-12-24 02:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] reader59.livejournal.com
"Эту проблему стали решать" - так думали те, кто подстрекал быдло на бунт. Однако кто был никем, никем и остался, потому что физиологического равенства способностей между особями не бывает, соответственно, и рабочая сила каждой особи стоит сильно разных денег, и чем дальше, тем эта разница будет больше, - а вдобавок и спрос на высококвалифицированную, а значит, и высокооплачиваемую рабсилу всегда не беспеределен, - впрочем, похоже, ровно в той мере, какая нужна для того, чтобы умники все же хоть как-то конкурировали между собой. Тогдашний бунт может быть заставил лучше шевелиться социальные лифты, но скорее всего и в этом его роль была скорее деструктивной, поскольку "лучшее шевеление" вызывалось объективными потребностями экономики, предопределяемыми уровнем развития технологий, а это причина качественно более мощная.
И таки да, довольство не препятствует ни безобразиям, ни технологическому прогрессу, потому что 95% людей были, есть и остаются на 95% желудками, а желудок ленив, буен и алчен по определению, причем все это одновременно. И проценты эти не уменьшить, похоже, никак, во всяком случае за писанную историю это не удавалось никому - а кто считал, что ему удастся, заканчивал как правило не очень хорошо, и еще хуже заканчивали народы, поведшиеся на эту пошлейшую морковку.
Впрочем, не очень понятно, зачем я пишу все эти банальности. По совершенно непонятной мне причине Вы относитесь к науке экономике, а также всем соседним социальным дисциплинам даже не без должного уважения, но с глубочайшим презрением. Возможно, что с Ваших научных высот такое отношение и нормально, но выглядит это...

Date: 2016-12-24 08:05 am (UTC)
From: [identity profile] alamar.livejournal.com
"95% людей были, есть и остаются на 95% желудками"

Всегда было интересно откуда берётся этот тезис. Проводились исследования?

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2016-12-24 08:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 08:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kot-kam.livejournal.com - Date: 2016-12-24 08:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 01:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2016-12-24 06:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 06:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2016-12-24 07:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jorkoffski.livejournal.com - Date: 2016-12-25 01:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2016-12-25 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2016-12-24 06:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2016-12-24 06:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mevuelvoguajiro.livejournal.com - Date: 2016-12-24 06:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2016-12-24 07:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] axsmyth.livejournal.com - Date: 2016-12-24 12:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] redreptiloid.livejournal.com - Date: 2016-12-24 09:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] reader59.livejournal.com - Date: 2016-12-24 06:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] redreptiloid.livejournal.com - Date: 2016-12-25 01:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 07:48 am (UTC)
From: [identity profile] fdo-eq.livejournal.com
А чем обосновывается утверждение о необходимости каких-либо изменений? Почему "чрезмерная аномия, пассивность и довольство" - проблема? И для кого это проблема?

Date: 2016-12-24 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] ixbin.livejournal.com
Для самого же общества, даже если оно этого не осознает. Лентяй может все лето пассивно и в полном довольстве лежать на диване, вместо того, чтобы ухаживать за огородом и заготавливать дрова. А зимой умрет от голода и холода. Если проблему не осознают, она никуда не исчезает.

(no subject)

From: [identity profile] kulver-stukas.livejournal.com - Date: 2016-12-24 10:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fdo-eq.livejournal.com - Date: 2016-12-24 08:42 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com
Где оно это общество довольства?
Где вы его увидели? Откуда? С какой высокой башни?
"Снизу" видится совсем по-другому... Нет никакого довольства, напряжение нарастает. Проблема в том, что нет модели, в которую люди могли бы его выплеснуть. Нет "великих иллюзий", что охватывали общество, как пожар, как эпидемии, "100-150 лет назад"; сегодня всё "понарошку", "как бы". И люди это если не осознают в понятиях, то прекрасно чуют, "на уровне первой сигнальной системы", если хотите. Куда им идти сейчас со своим недовольством? ну не к "подручным же Чубайса", в самом деле...
http://www.newizv.ru/society/2016-12-19/250324-navalnyj-kak-podruchnyj-chubajsa.html

К тому же ... такой ещё момент, который тут, в Вашем высокоинтеллектуальном блоге, должны прекрасно понимать, как в понятиях, так и непосредственно...
Пирамида "производящие классы – надстройка", на которой базировался марксизм и все прочие фашизмы – перевернулась таки (вы же и перевернули, Родион Романыч – учёные то бишь...). Сегодня производящие классы – довольно узкий слой "рыбаков на сейнере", на которых завистливо смотрят рыбаки с удочками – но ничего уже сделать не могут. 95% рыбы вылавливают 5% рыбаков – это уже не будущее, это уже настоящее.
Ну а выводы, что из этого следуют, как в наше время говорили – "в меру вашей испорченности".
Edited Date: 2016-12-24 07:57 am (UTC)

Date: 2016-12-24 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Впрочем, кончается повествование Максима Чертанова примечательно: «...мы давно уже тихие. Пусть бояре ходят хоть в пятистах шубах, пусть шубохранилища строят специальные — а что такого, все воруют, лишь бы на кол не сажали, а если и сажали, то не нас, мы тихие, мы сонные. Изредка кто-то пробормочет, не подымая головы, тихонечко: „На Руси уж давно правды нету-ти, одна кривдушка ходит по свету“ — и, как все, в спячку. Мы сонные, мы тихие. Телевизор усыпил нас. Спим мы, и Степан Тимофеевич спит»
http://rara-rara.ru/menu-texts/est_na_volge_utes

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 12:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com - Date: 2016-12-24 05:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 06:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com - Date: 2016-12-24 07:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 07:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] kajaleksei.livejournal.com
По этому поводу вспомнил пару умных мыслей:
«Меня часто спрашивают: «За что мы сражаемся?» Могу ответить: «Перестанем сражаться — тогда узнаете» и «Совсем было цыган приучил лошадь не есть, да сдохла»
Общество может проявлять протест против несправедливости двумя доступными ему способами: изменяя себя в борьбе или умирая молча.

Date: 2016-12-25 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Может, конечно

Date: 2016-12-24 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] alamar.livejournal.com
Не знаю таких, чтобы были довольны.

Довольство в мире в основном кончилось в 2009, а то и раньше.

Date: 2016-12-24 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] alxt.livejournal.com
В разных странах уровень "довольства" разный.
И расслоение есть.
В США есть белые, есть масса чёрных, есть мексиканцы, в т.ч. нелегалы.
В Европе есть местные, а есть сирийские "беженцы" и прочие искатели хорошей жизни. И они сильно недовольны и готовы что-то менять, хотя бы грузовиком.
В мусульманских странах довольных что-то не особо наблдается. Ну не считая эмираты всякие.
В Китае? Фиг их поймёшь.
В Индии? Ну да, кастовая система может сделать довольными даже неприкасаемых (хотя скорее смирившимися), но делает ли это Индию обществом довольствия?
У нас? Наверное от довольствия народ "боярошник" покупает в аптеках, ага. А уж найти довольного "бесплатными" медициной и образованием- очень сложно. Разве что те довольны, кто не сталкивается ни с тем, ни с другим.

Date: 2016-12-24 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com
Нет, у меня есть знакомые, что довольны современной системой образования. Один работает на кафедре моего бывшего института (где я учился), защитился недавно. Ну очень довольный.
Коньяк вот только не пьёт (был как-то случай типа иркутского, правда отделался лёгким испугом), и студентов предупреждает – чтобы водку приносили.
Edited Date: 2016-12-24 08:26 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] keleg.livejournal.com - Date: 2016-12-24 09:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marexhe.livejournal.com - Date: 2016-12-24 09:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] keleg.livejournal.com - Date: 2016-12-25 01:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alxt.livejournal.com - Date: 2016-12-24 06:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 08:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] keleg.livejournal.com - Date: 2016-12-25 01:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alxt.livejournal.com - Date: 2016-12-25 03:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] keleg.livejournal.com - Date: 2016-12-25 03:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alxt.livejournal.com - Date: 2016-12-25 03:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] keleg.livejournal.com - Date: 2016-12-25 03:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alxt.livejournal.com - Date: 2016-12-25 03:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] keleg.livejournal.com - Date: 2016-12-25 03:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alxt.livejournal.com - Date: 2016-12-25 03:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] keleg.livejournal.com - Date: 2016-12-25 03:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alxt.livejournal.com - Date: 2016-12-25 04:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] keleg.livejournal.com - Date: 2016-12-25 04:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alxt.livejournal.com - Date: 2016-12-25 04:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] keleg.livejournal.com - Date: 2016-12-25 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] keleg.livejournal.com - Date: 2016-12-25 04:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alxt.livejournal.com - Date: 2016-12-25 04:14 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] az-pantarei.livejournal.com
"общество довольства" - это откуда взято? :))) Какое общество. Какие страны? Где факты (опросы и т.п.)??

Недовольство - неотъемлемый атрибут чел. существования. Чк болеет, стареет, умирает. Нежелаемое - присутствует, желаемое - отсутствует.
Одна из коренных заповедей - будь доволен, тем , что есть ( в материальном плане). Но этого (довольства) трудно достичь.

Любым существом двигают ПОТРЕБНОСТИ. Но ведь потребность периодически проявляется как неприятное ощущение (голод, холод, скука и тд.) - т.е. как то, что неприятно, а неприятным чк не может быть доволен, - разве что мазохист. :)))

Date: 2016-12-24 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com
В Чехии такие опросы проводятся ежегодно и от года к году фиксируют рост уровня довольства граждан. Вот данные, опубликованные в феврале этого года (тёмно-зелёный цвет - определённо довольны своей жизнью, светло зелёный - скорее довольны, розовый - скорее недовольны, тёмно-красный - опредeлённо недовольны.

Image

77% довольных - это исторический максимум. Вот исходная статья (на чешском языке): https://www.novinky.cz/domaci/393816-cesi-jsou-se-svym-zivotem-nebyvale-spokojeni.html
Edited Date: 2016-12-24 09:26 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] kulver-stukas.livejournal.com - Date: 2016-12-24 10:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] jorkoffski.livejournal.com - Date: 2016-12-25 02:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com - Date: 2016-12-24 12:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 01:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-pantarei.livejournal.com - Date: 2016-12-24 08:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-pantarei.livejournal.com - Date: 2016-12-24 08:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 08:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-pantarei.livejournal.com - Date: 2016-12-24 08:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 09:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-pantarei.livejournal.com - Date: 2016-12-24 09:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 09:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] az-pantarei.livejournal.com - Date: 2016-12-24 09:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 10:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egovoru.livejournal.com - Date: 2016-12-24 03:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] sergeyoho.livejournal.com
Довольство кончается, как справедливо отмечают в комментах. И встаёт вопрос "проекта изменений". Как сделать лучше, почему это будет лучше. В таких проектах сто лет назад недостатка не было. Недовольство возрастает - прибегают архитекторы будушего из своих интеллектуальных нор. На все вкусы. Большевики, кадеты, нацисты, Муссолини, Рузвельт с "Новым курсом". Многие из них были людьми пренеприятными. Но в недостатке идей упрекнуть трудно.

А сейчас недовольство возросло - Трамп явился. Шоумен

Date: 2016-12-25 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Мне сложно судить, является ли Трамп недовольством.

Date: 2016-12-24 08:31 am (UTC)
From: [identity profile] az-pantarei.livejournal.com
""""При этом, надеюсь, понятно, что аномия и довольство не препятствуют ни войнам, ни атмосфере напряженности и страха, ни всеобщей взвинченности, обиженности и желания оскорблять - речь же не о психологии, а о социальности. В модели "пауки в банке" полная социальная стабильность - что бы ни происходило, всегда одно и то же.


Это как?? - "Всеобщая взвинченность" и одновременно "Социальная стабильность"?? И: ""Большинство людей в обществе недовольны тем, как устроено общество - они его перевернут. Эту проблему стали решать. В некотором смысле - решили. "" - где здесь "всегда одно и то же"!?? :)))

В общем, аксюморон какой-то

Date: 2016-12-25 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Да вот так.

Date: 2016-12-24 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] verybigfish.livejournal.com
Тонкое наблюдение.
Точное.
Что делать - непонятно.
Прежние знания не помогают.

Date: 2016-12-24 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com
Смотря где. В Чехии ничего делать не надо. Лишь бы всё и дальше шло так же, как идёт сейчас (опросы фиксируют здесь 77-процентный уровень довольства граждан). В России явно нужно что-то делать, но говорить что-то определённое просто нет смысла - в данный момент ни одна разумная идея не представляется осуществимой.

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 09:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kulver-stukas.livejournal.com - Date: 2016-12-24 10:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 11:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 11:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 12:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 12:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 01:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 01:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com - Date: 2016-12-24 12:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verybigfish.livejournal.com - Date: 2016-12-24 11:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com - Date: 2016-12-24 12:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verybigfish.livejournal.com - Date: 2016-12-24 12:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com - Date: 2016-12-24 07:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verybigfish.livejournal.com - Date: 2016-12-24 07:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com - Date: 2016-12-24 07:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verybigfish.livejournal.com - Date: 2016-12-24 07:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com - Date: 2016-12-24 07:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] verybigfish.livejournal.com - Date: 2016-12-24 07:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 08:46 am (UTC)
From: [identity profile] eednew.livejournal.com
Не было там такой "проблемы". Проблема была в столкновении интересов империй, а выливалось всё в устраивание друг у друга вот таких хеппенингов.

Это как считать, что сейчас проблема - недовольство мусульманского населения.

Date: 2016-12-25 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Не было? Ну, что же делать, если мне кажется, что было.

(no subject)

From: [identity profile] eednew.livejournal.com - Date: 2016-12-25 07:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com - Date: 2016-12-25 08:18 am (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] kercenter.livejournal.com
Вот буквально вчера прочитал и много думал: "— Хорошо, хорошо, — сказал Гейгер. — Всем известно, что ты сам по себе. Вернемся к нашим самоубийствам. Ты полагаешь, значит, самоубийства будут, какую бы политику мы ни проводили?
— Они будут именно потому, что вы проводите вполне определенную политику! — сказал Изя. — И чем дальше, тем больше, потому что вы отнимаете у людей заботу о хлебе насущном и ничего не даете им взамен. Людям становится тошно и скучно. Поэтому будут самоубийства, наркомания, сексуальные революции, дурацкие бунты из-за выеденного яйца…
— Да что ты несешь! — сказал Андрей с сердцем. — Ты подумай, что ты несешь, экспериментатор ты вшивый! «Перчику ему в жизнь, перчику!» Так что ли? Искусственные недостатки предлагаешь создавать? Ты подумай, что у тебя получается!..
— Это не у меня получается, — сказал Изя, протягивая через весь стол искалеченную руку, чтобы взять кастрюльку с соусом. — Это у тебя получается. А вот то, что вы взамен ничего не сможете дать, это факт. Великие стройки ваши — чушь. Эксперимент над экспериментаторами — бред, всем на это наплевать… И перестаньте на меня бросаться, я же не в осуждение вам говорю. Просто таково положение вещей. Такова судьба любого народника — рядится ли он в тогу технократа-благодетеля, или он тщится утвердить в народе некие идеалы, без которых, по его мнению, народ жить не может… Две стороны одного медяка — орел или решка. В итоге — либо голодный бунт, либо сытый бунт — выбирайте по вкусу. Вы выбрали сытый бунт — и благо вам, чего же на меня-то набрасываться?
— Соус на скатерть не лей, — сердито сказал Гейгер.
— Пардон… — Изя рассеянно растер лужу по скатерти салфеткой. — Это же арифметически ясно, — сказал он. — Пусть недовольные составляют только один процент. Если в городе миллион человек — значит, десять тысяч недовольных. Пусть даже десятая процента — тысяча недовольных. Как начнет эта тысяча шуметь под окнами!.. А потом, заметьте, вполне довольных ведь не бывает. Это только вполне недовольные бывают. А так ведь каждому чего-нибудь да не хватает. Всем он, понимаешь, доволен, а вот автомобиля у него нет. Почему? Он, понимаешь, на Земле привык к автомобилю, а здесь у него нет и, главное, не предвидится… Представляете, сколько таких в Городе?"

Date: 2016-12-25 06:22 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Стругацкие предвидели майдан. Я так понял.

Date: 2016-12-24 09:44 am (UTC)
From: [identity profile] snake-d-ha.livejournal.com
В комментариях, смотрю, не делят недовольство как повод поплакаться под коньячок, недовольство, когда готовы что-то сделать и недовольство, когда в процессе можно что-то потерять.

Первое неистребимо, но вот второе и особенно третье исчезают как класс. Все цели достигнуты.

И да, "Хищные вещи века" вспоминают не зря.
Те же Стругацкие видели выходом из этого тупика переход в другую идеологию, и они скорее правы.
Или тихое угасание в стиле Римской империи.

Date: 2016-12-25 06:23 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Другую идеологию? ну, может быть. Мне так думать непривычно, но в самом деле сейчас принято мысли об общественном переустройстве оформлять как идеологию. Может быть. так и покажется.

Date: 2016-12-24 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] gershshpraihler.livejournal.com
О том как все социально преобразовать думали в основном те у кого были для этого условия. То есть привилегированные классы.
А сейчас у них есть чем занять свободное время: виртуальная реальность и компьютерные игры, смартфоны и ролевые игры, реконструкции и фанфики, бдсм и зож.

Date: 2016-12-24 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] gershshpraihler.livejournal.com
А раньше из всех развлечений одни карты.

(no subject)

From: [identity profile] gershshpraihler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 10:28 am (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] kulver-stukas.livejournal.com
Удивительное обобщение... Сидит "золотой миллиард" и думает что он под защитой своего ядерного оружия и "самых умных, сильных, крутых и каких-то там еще (с) обама" вооруженных сил и полиции. А тут "дерьмовые 6 миллиардов" оказывается без проблем могут получить доступ к такому оружию, против которого все эти высокоточные бомбы и прочие PR-вооружения не то чтобы очень эффективны.

Date: 2016-12-24 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] jack-johnson-v.livejournal.com
Очень хорошее наблюдение: социальное довольство общества в целом при внутреннем психологическом недовольстве его индивидов. Полагаю, это взаимосвязанные явления: общественные изменения в целом возможны лишь при консолидации усилий, что подразумевает договороспособность, способность видения чужих интересов, способность видения картины общественного устройства в целом, и т.п. Сейчас же люди утрачивают эти способности; развивается эгоцентризм, инфантильность, неспособность быть в мире не то что с представителями других социальных групп, но даже с собственными соседями, членами собственной семьи, да с самим собой в конце концов.
Члены общества тяготеют либо к прокрастинации и депрессии, либо к работе на износ, хронической усталости и конкурентной борьбе за выживание.
Термиты и пчёлы, обладая высокой социальной организацией, не эволюционировали десятки миллионов лет (около 40, если я не ошибаюсь). При этом их никак нельзя назвать счастливыми существами, т.к. почти всё работает на негативной мотивации. Человеческое общество также переживает переход от цивилизации к организации.

Вы спрашиваете: "что можно сделать с довольством?" Полагаю, здесь вполне применима теорема Коуза о "транзакционных издержках": в системе, в которой договороспособность обеспечит более простое существование, чем обман, манипуляции, воровство и агрессия, ситуация с "социальным довольством" (а точнее просто его стабильностью) принципиально изменится. Это вопрос о социальной архитектуре и продумывании такой системы. Но последние попытки создать общество нового типа, предпринимавшиеся около 100-70 лет назад, привели лишь к тому, что серьёзное обсуждение этой темы (также как обсуждение ущербности и паразитической природы капитализма) оказалось табуировано.

Date: 2016-12-25 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Да, большинство комментаторов тут не может принять, что очевидное психологическое недовольство можно называть социальным довольством - хотя штука весьма простая.
Мне кажется, теорема Коуза не дает возможности создавать новые плодотворные мысли об изменении общества. Но то, что получится (или может получиться) можно, конечно, описать и с ее помощью. С теоремой Коуза неприятность в том, что это очень вторичный результат, он получается после массы идеализаций, представляющих как данность весьма сомнительные вещи. То есть надо сначала усвоить определенный способ редукции действительности, а потом, на каком-то шаге, это сформулировать. А плодотворные идеи возникают на гораздо более глубоком уровне, задолго до этих редукций.

(no subject)

From: [identity profile] jack-johnson-v.livejournal.com - Date: 2016-12-25 12:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] elijah-svit.livejournal.com
Особенно в России. Да, на большом масштабе взгляда на проблему видно, что в Европе тоже довольны. Но если приблизить взгляд, появляются нюансы, становится видно, что люди говорят о своем недовольстве - не только дома, но и в кафе, у фонтанов, в почти ежедневных уличных митингах, которыми сейчас охвачена Европа, на постоянных ежедневных встречах, конвентах, кружках религиозных орденов и сект. Пересекаешь границу в Россию - и тишина, это страна довольных людей. Да, лица такие, что понятно, отчего травятся боярышником, но на словах, даже наедине с собой, невозможно признаться, что ты недоволен, это отчего-то стало постыдным. Это стыдно теперь - быть недовольным жизнью в России. Откроешь рот - со всех сторон сразу хором заклюют: "сам виноват", "не умеешь устроиться", "если не Путин, то кто?" Можно даже ворчать профанную чепуху типа "все воры", "да, так, но на Западе все тоже самое", но ворчать надо, исполняя всем понятный конвенциональный репертуар, как бы в полушутку, играючи. И более всего агрессивно довольны люди с наиболее безысходными лицами. Довольны жизнью травящиеся боярышником и довольны влачащие какую-то неописуемо рабскую жизнь продавцы-консультанты, официанты и прочие замуштрованные до потери человеческого облика и достоинства люди в униформах и формах. Нигде в мире сейчас не встретить такого приятного клиенту персонала, как в магазинах, ресторанах, учреждениях России. Везде - это люди со своими коленцами. В России умудрились вымуштровать целое покооение молодых слуг. Они роботы с выдавленным человеческим. Они довольны этим своим положением. Страна, где стыдно быть недовольным.

Date: 2016-12-25 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Мне трудно судить о соотносительном довольстве в Европе и в России. Может быть, Вы правы и в Европе митинги - не знаю.

Date: 2016-12-24 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com
Не берусь судить насчёт аномии, но мне кажется, что пассивность и довольство - это несомненное благо. Современное общество находится на пороге величайшей перемены в истории - достижения некоторыми его членами бессмертия (или, по меньшей мере, длящегося веками долголетия). Думаю, это вопрос десятилетий, не больше.

Все социальные контрасты прошлого - ничто по сравнению с разделением социума на смертных и бессмертных (или почти бессмертных). В этой ситуации только всеобщие пассивность и довольство и могут спасти цивилизацию. Иначе она просто пойдёт в разнос.

Date: 2016-12-24 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] verybigfish.livejournal.com
Вам, видимо (извините), жить комфортно, если Вам лучше оставить всё, как есть...

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 02:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elijah-svit.livejournal.com - Date: 2016-12-24 11:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 12:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 01:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 01:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 02:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 03:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elijah-svit.livejournal.com - Date: 2016-12-24 07:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 07:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burchakov.livejournal.com - Date: 2016-12-25 08:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2016-12-25 06:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] burchakov.livejournal.com - Date: 2016-12-25 08:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] redreptiloid.livejournal.com - Date: 2016-12-25 02:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-25 02:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] redreptiloid.livejournal.com - Date: 2016-12-25 02:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 12:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 01:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 01:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 02:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 03:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com - Date: 2016-12-24 03:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] roombatman.livejournal.com - Date: 2016-12-24 02:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-24 06:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com - Date: 2016-12-25 06:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-25 09:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] redreptiloid.livejournal.com - Date: 2016-12-25 02:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-25 02:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] redreptiloid.livejournal.com - Date: 2016-12-25 02:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2016-12-25 02:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] redreptiloid.livejournal.com - Date: 2016-12-25 03:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] redreptiloid.livejournal.com - Date: 2016-12-25 02:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shadow-geometer.livejournal.com - Date: 2016-12-25 02:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] redreptiloid.livejournal.com - Date: 2016-12-25 03:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shadow-geometer.livejournal.com - Date: 2016-12-25 04:09 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] chastnik-av.livejournal.com
Недавно на этот счет интересно писал Виктор Мараховский
https://um.plus/2016/11/16/informatsionnyj-armageddon/

Процитирую:
«Продвинутое постиндустриальное общество в передовых странах спроектировано как общество меньшинств. То есть десятков, сотен и даже тысяч групп, миллионов одиночек, варящихся в своих собственных идейных гетто и культурных сектах, но не сцепленных никакими общими базовыми убеждениями. В принципе настроенных друг против друга, но разделённых загонами законов, защищающих их от открытых стычек.»

Однако контролировать выборы в подобных «обществах меньшинств» элитам (как показывает практика Брекзита, избрания Трампа и т.п.) бывает временами как раз затруднительно. Ибо в силу большой разобщенности социальных групп голоса может перетянуть сравнительно небольшая, но наиболее сплоченная группа: «в отсутствие дееспособного большинства всё решать начали самые организованные меньшинства».

То есть даже преобладание в общем-то довольного большинства - не помеха общественным переворотам. Рано или поздно сформируется сплочённое недовольное меньшинство, которого будет вполне достаточно для существенного изменения вектора развития общества. Тут ключевое слово – сплоченность.

Опять же, «довольство» общества вечным быть не может – ибо мальтузианских проблем в более-менее долгосрочной перспективе никто не отменял, да и внешняя среда (серьезные колебания климата, извержения вулканов, цунами и прочее) способна резко снизить степень довольства.

Date: 2016-12-24 12:12 pm (UTC)
From: [identity profile] elijah-svit.livejournal.com
Контролировать общество меньшинств так, чтобы не было брекзитов и трампов, не трудно. Достаточно сделать так, как сейчас в России. Россия сейчас - это эксперимент, проводимыф европейской культурой по созланию такого альтернативного общества. Если что - на него может свернуть весь мир. Раньше, когда мировая экономика росла, это был маргинальный путь, на него развитым странам было не свернуть, надо было неостановимо развиваться для конкуренции друг с другом. Теперь, когда мировой пирог сжимается, уже не до роста и конкуренции, шансы свернуть на построение общества по российскому типу увеличивается. Живучесть путинской тирании в новом мире доказывает преимущества этого пути. Общество разлагается, правда, на его гниении верхи и будут греться.

(no subject)

From: [identity profile] elijah-svit.livejournal.com - Date: 2016-12-24 12:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sergey shatalin - Date: 2016-12-24 01:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com - Date: 2016-12-25 06:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] chastnik-av.livejournal.com - Date: 2016-12-25 06:47 am (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] axsmyth.livejournal.com
В модели "пауки в банке" полная социальная стабильность - что бы ни происходило, всегда одно и то же

Если это и модель чего-то социального, то скорее модель КПЗ, да и то с натягом.

Date: 2016-12-24 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] noname-rambler.livejournal.com
Как-то грустно это читать...
Тягостно.
Но не по той причине, что "так оно и есть". Оно есть – по разному. От многого зависит.
В конце концов – мы сами моделируем свой мир "в конце туннеля".

(no subject)

From: [identity profile] az-pantarei.livejournal.com - Date: 2016-12-24 09:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-12-24 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] sergey shatalin (from livejournal.com)
Марксизм нас учил не доверять довольным: у верблюда два горба, потому что жизнь борьба, а весь прогресс, он для того, чтобы меньше работать, а больше жрать. К счастью есть и другая точка зрения, что и сытый человек, вполне себе склонен к творчеству. Ну, то есть, он задумывается о смысле жизни, и тут все начинается.

Конечно, стандартная история успеха, это когда голодный и злой поднимается по ступеням достижений или творчества. Его яркие победы затеняют, понятно, ту инфраструктуру успеха (публика, армия и т .п.), которая создана довольными людьми.

Date: 2016-12-25 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Дело не в доверии, конечно. Почему бы не доверять довольным.

(no subject)

From: [identity profile] sergey shatalin - Date: 2016-12-25 08:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] redreptiloid.livejournal.com - Date: 2016-12-25 02:38 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

ivanov_petrov: (Default)
ivanov_petrov

December 2016

S M T W T F S
    1 23
4 5 6 78 9 10
11 121314 15 1617
1819 20212223 24
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 22nd, 2017 05:08 pm
Powered by Dreamwidth Studios