ivanov_petrov: (Default)
[personal profile] ivanov_petrov
Иногда такой вопрос задают. Я несколько раз слышал, как его формулируют. И вот подумал - а правда, куда?

Тут первым делом - а они подевались? Их правда стало меньше? Разумеется, я не знаю. Не думаю, что тут возможна вменяемая статистика: сами понимаете - определение ума, критерии, вычисление долей в населении... Ну куда тут.

Но есть способ. Это - личные ощущения. Они в самом деле такие. То есть имеется ощущение, что прежде умных было как-то побольше, а сейчас совсем лысо. Насколько я понимаю, такие ощущения совсем не только у меня. Так чувствуют довольно многие, ну и я тоже.

И вот решил подумать - откуда у меня образовалось это чувство. Прежде всего - умных было много во времена СССР. Так я помню. Как образовывалось это чувство? Прежде всего - вокруг было безумно много тупых идиотов. Они просто заполоняли всё вокруг. И вот в этой непробиваемой свинцово-серой окрестности слабо различались источники света.

Интернета ведь не было. Откуда можно было узнать об умном человеке? По книгам, он написал - я прочел. Книг было не достать. То есть о книгах приходилось расспрашивать, о них узнавали по знакомству - и далее купить было нельзя. Надо было идти по цепочке знакомых и незнакомых, добираясь туда, где можно взять эту книгу почитать. О том, чтобы купить ее совсем, обычно и речи не было - только почитать. Мобильных не было. То есть это не мгновенный созвон. Ты встречался с человеком, узнавал, откуда он слышал об упомянутой книге, он выяснял, к кому обратиться, ты через него договаривался о встрече - это дни, недели. Иногда месяцы. А потом ты получал книгу... Часто только на ночь. И читал с десяти вечера, как ты ее получил в руки, до восьми утра, когда ты, стеклянный, ехал ее отдавать в девять, как договорились. Так, помню, читал Бахтина, Налимова, некоторые книги Набокова... Да разве сочтешь.

То есть умных книг было очень мало, и было их крайне трудно отыскать. И каждая найденная была праздником и событием, и поговорить о ней с тоже-читавшим - тоже событием.

Кроме книг, были, конечно, люди. Опять же, окружающие были на несколько штыков... эээ... на несколько рядов знакомств - как бы сказать... Не тянули. Об умном человеке тоже узнавали через знакомых, мнению которых можно доверять. И к нему пробивались, договаривались, встречались и говорили. Опять месяцы до знакомства. Зато и разговоры были длинные. Ну, когда ты скажем пять месяцев договаривался и узнавал, где обретается такой-то человек, как бы с ним встретиться и т.п. - потом ехал до него часа три... Глупо говорить минут сорок и расходиться. Разговоры длились многие часы, и разговоры по 10, 12 часов и более не были редкостью.

Я бы сказал - мир был темен и непрозрачен. Ниоткуда нельзя было узнать, каковы люди за границами небольшого круга личных знакомств. Но слухами земля полнилась - и ты знал (мог узнать, если постараешься), что вот, есть такой человек... и такой... и такой. Прошу заметить - речь шла не о профессии, а об уме. Выговаривалось различно - скажем, это "интересный" человек и другие подобные характеристики. Этот - палеонтолог. Тот - архитектор. Этот - работает подсобным рабочим, у него оригинальные идеи. Тот - дворничает. Этот - бичует. Тот - лаборантит. В общем, кто как работает и кто кем - дело двадцать пятое, главное - идет слух: это интересный человек. И вот на семинар к геоботаникам приходят химики, к архитекторам идут биологи. Или приблуждается к ним писатель какой. Потому что - где же кучковаться, как не вокруг умных людей? И вот возникает впечатление: да, вокруг темно, но я-то знаю - за этой пеленой десятки имен (я знаю по книгам), в этом городе несколько десятков удивительных людей - а в том городе есть еще трое. А другом городе - говорят, даже пятеро.

В смутном мире знакомств было не понять, насколько верна репутация. Встречи были редкими. И вот вы за три года с человеком встречались пять раз. Были длинные разговоры, выяснение позиций. Умный, да. А вскоре оказывалось - и так было чаще всего - что чекалдыкнутый. Например, фрик, которого ты в чужой тебе области не поймаешь. Или... Психолог с удивительными полумистическими методами оказывался манипулятором, который власти хочет и свою окружающую паству нещадно строит. То есть интересные люди часто оказывались ну совсем интересными и более интереса не представляли. Однако на выяснение этого уходили годы - и потому было впечатление, что умных довольно много.

И эти люди, несмотря на различие мировоззрений и вероисповеданий, специальностей, источников дохода, типов образования - они находят, о чем с интересном поговорить. Да, очень много умных людей.

А что с ними случилось потом? О, всё не упомнишь. Многие уехали. Они пропали - насколько можно было услышать, там, куда они уехали, они не были "узлами" сети умных людей, они стали как-то жить, даже хорошо жить, но в большинстве не сияли так, как сияли в мутном небе Советского Союза.
Многие не уехали, они пропали иначе. Они ушли в бизнес. Обычно - в мелкий, чтобы просто что-то есть и могла выжить семья, кто-то даже и покрупнее... Но это совершенно не важно. Вероятно, они остались умными - отчего нет? Но ушло это качество, излучавшееся наружу. Вот к дворнику в его дворницкую съезжались со всей Москвы вышибленные с потока математики, неудачливые поэты, профессиональные лингвисты и недоделанные физики. А к владельцу пивного ларька почему-то не съезжались. Хотя он и есть тот же самый дворник, формально говоря - а вот не тот же самый. Как-то и он упахивается на своих палаточных делах так, что головы не поднять, и его знакомые более не могут оторваться...

Итак, старики умерли, молодцы уехали, храбрецы ушли в бизнес. Но это же не повод говорить, что умных стало меньше, да? Новые-то, новые - поспевают, нет? Молодежь наша, трижды всегда поминаемая, как же, как же - не оскудела и пр.

Тут совсем другая история. Появился интернет и социальные сети. В результате прозрачность опустилась на людей. Великое множество людей стало видно - и можно, потратив время, просмотреть уже не десятки знакомых, а сотни и тысячи людей. И - к изумлению - умных очень мало. Раньше было впечатление: ну да, я знаю мало умных, но это - я, я мало с кем знаком, а там, за пеленой мрака и неизвестности - сколько их! Вот я нашел столько, и каждый, кто ищет - тоже нашел, так что их - уймы! А через сеть смотришь - ба! Вот он -раз, этот... ну, полтора, и нету больше.

Это одно дело. Прозрачность показала, как на самом деле обстоят дела. Другое дело - специализация. Ну вы же понимаете. Это тогда блестящие профессионалы находили востроженную аудиторию из этих полупоэтов-полудворников. Немного поехавших крышей уволенных лаборантов и несколько спившихся религиозных философов. Это в прежние времена. А тут настало время профессионалов. Умные, действительно умные, плотно сжали зубы и стали работать. Они в самом деле очень хорошие профессионалы. Но это и есть причина, по которой они погасли. Профессионализм - дело глубокое, как шахта. Люди уходят в специальные знания. Огромный поток информации, чуть отвлекся - пропустил. Хочешь быть в первых рядах - беги еще быстрее, чем можешь. А объемы внимания ни у кого не безграничные. Если ты хорошо вработавшийся профессионал, нету у тебя ресурса в самом деле понимать в десятках "общих вопросов". И это видно. Люди умные, очень понимающие, прекрасные специалисты - имеют взгляды. На буддизм, на христианство, на демократию, на экологию и на воспитание детей. И лучше бы они молчали - это уровень нижайший. Не потому, что они чго-то такого не читали - это ладно. Там опыта мысли нет. Все эти вещи требуется подкреплять собственным долгим мышлением. А иначе - это легковесная трескотня. Которую и можно видеть.

И даже не скажешь, что дураки. Нет, умные. Но умные сейчас имеют иной характер. Прежде у них (немногих - я напомню начало этого разговора: очень немногих, редких...) было время подумать. Такая была жизнь, что они, если чем интересовались, даже помимо профессии, думали об этом - и когда говорили (о религии, демократии, воспитании детей и жизни на Марсе) - за этим стояли когда год, а когда десять лет обдумывания. Потому были неожиданные повороты. Сегодняший профессионал-специалист, даже если реально интересуется - ну сколько он (допустим, атеист) думал о том, каково - христианство (или буддизм)? В лучшем случае несколько часов, скорее - минуты. И в разговоре лепит он нечто наивное, незрелое и чепушистое, а ведь если б посмотреть сквозь экран - седой дедушка уже, стыдно должно быть.

И получается впечатление, что умных практически нет. То есть не вообще умных земля рождать перестала - нет, совсем не в этом дело. Об умных когда говорили, о тех, прежних умных - говорили об умных универсалах, умных широкого профиля. Когда он мало что интересный архитектор, так он еще оригинальный буддист и сам переводит буддийские тексты, и оригинально мыслит еще о множестве вещей, потому что успел подумать и своей жизнью испытать эти мысли. А сейчас умных универсалов - почти нету. Полно умных специалистов, ум которых вообще не виден. Он виден лишь коллегам в узкой области, он виден на работе, а окружающие их неспециалисты едва улавливают по оборотам речи - это вроде умный... должен быть... правда, несет в основом дикую чушь, но чувствуется - если б он знал, о чем говорит, он был бы неплох. Но чего нет, того нет.

Так что я полагаю, умных стало действительно меньше, это правда. Потому что решительно изменилось общество. То, общество, в котором были возможны эти умные - исчезло, и произошло очень много самых разных процессов (одни оказались не умны, другие занялись другим, третьи специализировались... и т.п.) и в результате стало мало "видимых умных". Вот тех самых, которых видно издалека. И общество изменилось так, что больше нет смысла спрашивать - как прежде - у знакомых, не знают ли они "интересных людей". Теперь - нет, это понятие не работает больше. Если это делать, вы доберетесь в основном до фриков, больше там никого нету.

Формулируя более точно: не умных стало меньше, а умных универсалов. Остались умные специалисты, а универсализм как качество ума - почти исчез. Это вообще совершенно нетривиальная задача - например, не существует в мире вменяемой концепции "общего образования". И не существует понимания, каким образом можно двигаться, не специализируясь. Просто даже на общем уровне нет понятия, как это возможно, какими способами. Как делать специалиста - да, вполне понятно. А как растить универсала... Нету таких способов в культуре, даже и прежние забыты.

Значит ли это, что раньше было лучше? Опять же, нет средств ответить на такой вопрос. Мне кажется - не было лучше. Ценой впечатления от этих фосфоресцирующих в общественной атмосфере "звезд" была общая мглистая смутность самой атмосферы. И в той смутности - да, ценился ум, просто ум, не специализация, не успехи и результаты "в работе", а просто хороший ум. А сейчас - да, он не ценится. Общество изменилось, и сразу вопрос - если ты в самом деле умный, расскажи о своих успехах. Твои открытия? Ты изменил мнение своего сообщества специалистов, создал новый метод, теорию, отыскал изумительные факты и убедил всех? нет? Тогда какой же ты умный. Твой ум ничего не стоит.

Это правда. Он вообще не стоит ничего, довольно глупо его оценивать - при оценке ум превращается в иное качество, становится этим самым специальным интеллектом, рабочим инструментом профессионала. И тогда, конечно, очень многое становится хорошо, но вот беда - хоть ты тресни, умных людей почти нет. А если даже найдется... Кто ж потащится вытаскивать его мнения из забившегося в раковину? Ну, узнал ты об умном. Киваешь. Молодец, думаешь, вот смотри - говорят, их нету, а вот же один. Во-он он...

А вы как считаете, куда делись умные люди?

Profile

ivanov_petrov: (Default)
ivanov_petrov

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 14th, 2026 07:47 pm
Powered by Dreamwidth Studios