ivanov_petrov: (Default)
[personal profile] ivanov_petrov
<<<Уже несколько лет (может быть, десять, даже пятнадцать лет) мне кажется, что люди стали заметно менее вежливыми. В самом простом смысле: гораздо реже говорят «спасибо», «пожалуйста», «извините», «позвольте». Знакомые профессора рассказывают: студенты заходят на кафедру без «можно?», уходят без «до свидания». Говорят: «Нам нужны такие-то материалы. Вот это? Ага». Безо всяких волшебных слов.
...Я не раз читал, что в местах лишения свободы не принято говорить «спасибо» и «пожалуйста». Не знаю, чем вызвана такая особенность тюремного речевого этикета. Наверное, тут есть свои причины.
Но я не о том. Я о том, что слишком многие наши сограждане прошли тюрьму и лагерь (пишут, до 25 миллионов, то есть примерно одна шестая).
Возможно, некоторые тюремные привычки сказываются на вольных.>>>
http://clear-text.livejournal.com/229083.html
--------------------
Не знаю, связано ли это с распространением блатных манер. Мне кажется, это незавершенное наблюдение. Не в том дело, что пропала вежливость. Нет. Она сменилась другой вежливостью. К примеру, принято пожимать руки - а не совершать поклон или кивать, здороваясь. Практически в любом социуме есть принятые формы общения, есть свой этикет и своя вежливость. Но она разная в разных социумах. Наш социум очень резко изменился. Ранее поверхностной пленкой было помазано - некоторая плохо усвоенная смесь из манер дореволюционной интеллигенции. Иные даже двери перед дамами пытались открывать, а некоторые неуклюже целовали дамам руку. И просили прощения, и говорили "спасибо", и не забывали "пожалуйста". А сейчас - ну, что напоминать, где теперь та интеллигенция. И, насколько я могу понять, на поверхность всплыла манера поведения рабочего класса. Если угодно - попроще. Там свои правила. Здороваться хоть с десятью - за руку с каждым, а вот спасибкать и "пжалста-пжалста" - не надо, это не принято, извиняться не принято - фальшивое это дело, но коли виноват - с нарочитой неуклюжестью надо говорить, чтобы было искренне. Как всегда, более простоватая манера общения аргументирует против более изысканной - свой искренностью. Так что - не уверен, что именно тюрьма, зона тоже повлияла, но это лишь один из ингредиентов. Да к тому ж и сама зона - от той же народной плоти, она что же, червоточина, не народ что ли? Там сидит самый народ, конечно, только не весь, а частично. А по сю сторону забора тюрьмы и казармы ходит другая часть того же народа. И у народа этого своя складывается система вежливого обращения. Та, старая система - черт его знает, откуда и примешалась - еще от дореволюционных контактов до семнадцатого года, еще от тех книг и тех поездок, даже какое-то наследие от высшего света, который давно уже на свете том, все это было искажено и законсервировано в советском интеллигентском коде. А здесь прёт простая и искренняя манера - чего менжеваться? Надо время - спросил, спросил - иди отсюда. Надо вещь - спроси, где, хватай и уходи, не болтай попусту.

Date: 2011-01-17 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] avrukinesku.livejournal.com
А вроде не так давно была дискуссия, где звучало мнение, что ушло хамство. Значит, ушло хамство, пришла новая вежливость.

Date: 2011-01-17 07:19 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Хамить надо уметь. Это и есть вежливость. Правила поведения. Поведение совсем без правил - вот это невежливость. А утонченное, предсказуемое, ритуализированное хамство - это она, вежливость, и есть.

Date: 2011-01-17 06:04 am (UTC)
From: [identity profile] olnud.livejournal.com
Все зависит от места. Окажись автор в Пскове или Мышкине - там здороваются и извиняются даже бомжи на улице. В Москве меня более всего поразило, что молодые сотрудники институтов обращаются к своим коллегам старшего возраста по имени, а за глаза и вовсе называют "Ваньками и Петьками". К нам это только проникает.

Date: 2011-01-17 07:20 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
А, да. Упоминание и обращение по имени-отчеству уходит. Но я не пойму, это молодежный стиль - или медийный.

(no subject)

From: [identity profile] olnud.livejournal.com - Date: 2011-01-17 07:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladimirpotapov.livejournal.com - Date: 2011-01-17 08:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com - Date: 2011-01-17 08:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladimirpotapov.livejournal.com - Date: 2011-01-17 12:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albiel.livejournal.com - Date: 2011-01-17 12:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladimirpotapov.livejournal.com - Date: 2011-01-17 12:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albiel.livejournal.com - Date: 2011-01-17 06:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2011-01-18 06:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tan-y.livejournal.com - Date: 2011-01-30 07:05 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-17 07:51 am (UTC)
From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com
У Зины-Корзины был в прошлом году интересный пост на тему восприятия возраста у нас и в Европах-Америках. У них возрастов всего два - ребенок и взрослый. Между взрослыми может быть разница в общественном статусе и прочем, но возраст сам по себе вообще ничего к восприятию человека не дает. У нас была и теперь уходит другая система, где отношение к человеку завязывалось на формальные признаки - множество "принято" и "не принято", от нюансов общения до манеры одеваться завязывалось в том числе и на возраст. А сейчас как на башорге кто-то написал "Сначала мы гуляли с Сашей по улице, потом по очереди катались на сноуборде, потом разошлись по домам и болтали по аське. Саше 80 лет и он мой прадед".

(no subject)

From: [identity profile] olnud.livejournal.com - Date: 2011-01-17 09:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com - Date: 2011-01-17 10:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] egor-13.livejournal.com - Date: 2011-01-17 09:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com - Date: 2011-01-17 10:48 am (UTC) - Expand

Date: 2011-01-17 06:16 am (UTC)
From: [identity profile] elekravets.livejournal.com
Это точно, я и в себе чувствую такую "искренность", но как-то голова иногда заставляет "мучаться как при царском режиме"

Date: 2011-01-17 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
да кто ж не чувствует. легко проверить - стоит представить правила вежливости много более изщренные - не сидеть в присутствии дамы, раскланиваться, специально остановившись и поддерживая все время контакта длительную улыбку, завести при встрече вежливый разговор с выражением почтения - как сразу чувствуешь - к чему эти глупости, нам бы попроще чего. Конечно.

(no subject)

From: [identity profile] a-koshkina.livejournal.com - Date: 2011-05-16 02:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com - Date: 2011-05-16 04:25 am (UTC) - Expand

Date: 2011-01-17 06:21 am (UTC)
From: [identity profile] am-tiger-a.livejournal.com
> ...Я не раз читал, что в местах лишения свободы не принято говорить «спасибо» и «пожалуйста». Не знаю, чем вызвана такая особенность тюремного речевого этикета. Наверное, тут есть свои причины.

Там просто приняты другие формы вежливости:
кратко - от души;
полно - благодарю от души (или от души благодарю).

(no subject)

From: [identity profile] am-tiger-a.livejournal.com - Date: 2011-01-17 11:49 am (UTC) - Expand

Date: 2011-01-17 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com
Может быть, дело еще в количестве людей и плотности общения. Как говорят в том же самом народе - на каждый чих не наздравствуешься.

Date: 2011-01-17 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
На "извините" нет времени. Махнешь, бывалча, рукой - сам не видишь, толкнутый в бок, что спешим мы тут? - ну и удалишься по делам.

Date: 2011-01-17 08:04 am (UTC)
From: [identity profile] revliscap.livejournal.com
Вежливым, безусловно, быть нужно.
А вот нужно ли извиняться, это вопрос.
Каждое слово должно быть веским, каждый поступок - взвешенным и продуманным. Если ты совершил поступок, неси за него ответственность, жди последствий, и живи с ними.
Пустое извинение, это попытка исправить содеянное дешевыми средствами.

Date: 2011-01-17 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
вот-вот. я что и говорю. там это называют зоной, а мне кажется - некая простоватость, привычная варварским временам

(no subject)

From: [identity profile] revliscap.livejournal.com - Date: 2011-01-17 08:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shuurrsh.livejournal.com - Date: 2011-01-17 09:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] revliscap.livejournal.com - Date: 2011-01-17 11:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shuurrsh.livejournal.com - Date: 2011-01-17 12:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] revliscap.livejournal.com - Date: 2011-01-17 05:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-17 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] lynx-cancer.livejournal.com
Извиниение это знак тому, перед кем человек провинился, что он понимает, что поступил неправильно и не собирается продолжать в том же духе. Как минимум.

(no subject)

From: [identity profile] revliscap.livejournal.com - Date: 2011-01-17 12:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-17 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] aaazzz121.livejournal.com
Заводы стоят. Где они, рабочие? Да и с крестьянами дела не лучше. Боюсь, что это что-то внеклассовое... или межклассовое. Там, где ходят напрямик, потому что там нет человека. Новая привычка ходить напрямик по газонам, минуя дорожки, боюсь, растет отсюда же.

Date: 2011-01-17 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Это верно, что не в смысле - прямо рабочие. Их в России... Не помню. Около 20%. Не так много. Но я имел в виду - не те, старые манеры (их огрызки), которые пытались реанимировать.

(no subject)

From: [identity profile] aaazzz121.livejournal.com - Date: 2011-01-17 12:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-17 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] mama-ari.livejournal.com
По-моему, это отлично, что пустые социальные ритуалы перемещаются в область провинциального. Только знакомые совсем из глубинки, скажем, желают друг другу "приятного аппетита" перед едой, каждый раз захватывая меня врасплох; примерно тот же слой людей, чтобы поесть, непременно собирается за столом компанией, и никто не начинает есть, пока не сядет последний, то есть опоздать к такому столу - дикая невежливость. Полагаю, в исходном варианте, в полном варианте той жизни, откуда это берет корни, не только здороваются, проходя мимо каждого прохожего, а еще останавливаются с каждым и задают ряд вопросов о жизни, здоровье, семье и делах. Ритуалы, порожденные избытком времени.

Нас, в свою очередь, другая динамика нашей жизни заставляет ритуалами пренебрегать. Едим на ходу либо, даже если за общим столом, каждый ест тогда, когда за ним оказался. Здороваемся кивком. Экономим слова. Вот в мессенджерах - всякое "добрый день" есть прямая невежливость, человек тратит секунды своей жизни и отнимает секунды твоей. Мессенджеры для того, чтобы быстро задать вопрос по делу - независимо от того, сколько раз виделись в этот день или неделю.

Ну и - эта новая вежливость без пустых социальных танцев это вежливость поступкоув. Вежливо - прихватить стакан воды (кофе) для коллеги, если не поленился сходить через пол-этажа за кофе для себя. Вежливо - принести человеку его телефон, если забыт в комнате и зазвонил одиноко. Вежливо - отключить свой телефон на рабочей встрече. Уходя вечером из небольшого офиса, запирающегося на ключ, обойти комнаты и проверить - последним ли уходишь, вдруг кто-то без ключа сидит и выйти не сможет.

И про словесное тоже. Скорее осмысленные поступки вежливы, чем воспроизведение пустых обычаев. Вежливо - называть на "ты" и по имени самую старшую даму в компании, в которой принято на "ты" и по имени, не подчеркивать, что она тут не в равном положении. Невежливо - обходить каждого коллегу, чтобы поздороваться, отнимая время. Предложить антиаллергическую прыскалку в нос чихающему, а не произнести пустое "будь здоров". Сократить любое инструментальное общение ("я это возьму? ага") до минимума. Не задержать в коридоре бегущего опаздывающего. Как-то так.

Date: 2011-01-17 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] egor-13.livejournal.com
Во всяком случае, Вы подцепили, на мой взгляд, одно из главных - соотношение имеющегося времени к тому, что можно сделать.

(no subject)

From: [identity profile] lu-crecia.livejournal.com - Date: 2011-01-17 10:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vladimir-w.livejournal.com - Date: 2011-01-17 11:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sichuan.livejournal.com - Date: 2011-01-17 03:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] buddha239.livejournal.com - Date: 2011-01-18 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com - Date: 2011-01-18 01:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-17 09:10 am (UTC)
From: [identity profile] wingover.livejournal.com
Зана - автостопщица из Риги. Сначала Зана немножко пугала тусовку, появляясь из темноты у костров, где варили шару, а на шару требуется сгущенка, а Зана сгущенку любила, а в Прибалтике 1999 года такой сгущенки не водилось.
Зана молча брала подвернувшуюся банку, усаживалась поотдаль, доставала свой нож, вскрывала банку, выпивала сгущенку и так же молча уходила в темноту. На вопросы ничего не отвечала, вообще не разговаривала. Глюк.
- Хельга - спросил один парень - ты, случайно, не знаешь - на фестивале есть такая девчонка: худая, стриженная, беловолосая и в очках?
- Есть - ответила Хельга. - Это Зана, ее палатка рядом с нашей стоит. А что?
- Она сгущенку ест.
- Ну, она ее любит.
- Да не, мне не жалко. Просто мы вчера прифигели немного. Выходит из лесу девка, берет у нас банку, съедает и уходит. Ни привет, ни пока.

Зана объяснила Хельге свое молчание очень просто:
- Зачем мне с ними разговаривать? Я их не знаю. Не люблю незнакомых людей. Люблю сгущенку. Зачем разговаривать?
http://natalya-kiriche.livejournal.com/892068.html

Недавно друзья из "Балтийского дома" рассказывали про приехавших к ним эстов. Берут аппаратуру без спроса, когда хотят и где хотят, по-русски, английски и немецки не говорят. (Приехали в рамках программы "Таллинн - культурная столица Европы").

Date: 2011-01-17 10:53 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Замечательный рассказ. как раз в пару http://ivanov-petrov.livejournal.com/1602740.html?thread=80102068#t80102068

времени нету. Извиняться не люблю, разговаривать не люблю, сгущенку люблю. Однако, честный и искренний подход, совсем, однако, честный и искренний.

(no subject)

From: [identity profile] mama-ari.livejournal.com - Date: 2011-01-17 11:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] deux-pieces.livejournal.com - Date: 2011-01-17 11:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mama-ari.livejournal.com - Date: 2011-01-17 12:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com - Date: 2011-01-17 01:37 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-17 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com
Что-то мне показалось, что среднестатистический зек, прошедший через огонь и воду, вежлив. Его вежливость рациональна. Он не нахамит незнакомому, не станет "тыкать".
Уважаю вас, уважайте меня, мы уважаемые люди. Будет подходящая ситуация - увидим , чего мы стоим. И разойдемся.

Date: 2011-01-17 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] ptn1900-9.livejournal.com
Да. Странно, так много комментариев, за 50, и никто до Вас не отметил этого. Я тоже считаю, что отсидевшие люди сильно более вежливы, чем те, кто всегда ходил на свободе.

(no subject)

From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com - Date: 2011-01-17 01:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-crocodile.livejournal.com - Date: 2011-01-17 05:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com - Date: 2011-01-17 07:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-crocodile.livejournal.com - Date: 2011-01-17 08:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com - Date: 2011-01-18 09:25 am (UTC) - Expand

Date: 2011-01-17 10:59 am (UTC)
From: [identity profile] compiler.livejournal.com
Скорее всего, это многофакторный процесс - и зона, да; а еще влияние быстро сложившегося другого делового стиля общения, в котором экономится.ВС
ё это приводит к тому, что единого стиля общения не существует, он разбит по конторам, в каждой конторе свой, и это часто служит причиной каких-то мелких конфликтов или, по крайней мере, душевного диссонанса у новичка. Где-то по имени-отчеству величают - напрягает. А в другом месте сразу на ты без спроса - тоже напрягает. В третьем месте подходят, берут ручку и уходят с ней, не сказав ни слова (потому что понадобилось) - и хорошо, если кивнут мельком при этом.

Date: 2011-01-17 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] peggy-s.livejournal.com
Мне кажется, что в мегаполисе - это такое своеобразное проявление уважения.
Народу много. Со всеми общаться, всех замечать даже - никаких ресурсов психики не хватит. "Здравствуйте, будьте добры, не могли бы вы..." (и все это время собеседник вынужден фиксироваться на чужом ему человеке, а до дела еще не дошло, а он спешит).
Поэтому становится невежливым провоцировать личный контакт - это трата чужого ресурса (времени, сил, внимания). Ну и своего, конечно, тоже. И подсознательно люди пытаются пообщаться, друг друга при этом не заметив.

Date: 2011-01-18 06:09 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
да, мне тоже так кажется. Я себя ловил на стеснении здороваться. Вхожу в комнату в офисе - люди работают - неудобно отрывать их, переводя внимание на моё приветствие, я же на несколько секунд зашел только... вот это сделать. То же и в других ситуациях. Но тут есть деталь. Ее можно увидеть в комментариях - мама_ари рассказала про деловой стиль общения, а рядом история про сгущенку - точно то же общение, но уже без дела. То есть люди "с прошлым" отказываются от избыточной вежливости, чтобы не мешать работающим и спешащим. У них вежливость сохраняется и проявляется в иных ситуациях - дома, на отдыхе и пр. Но у них появляются дети - а они видят образцы поведения и их усваивают. И потом ведут себя так, как увидели - им в голову не приходит употреблять вежливые обороты. Людей не люблю, сгущенку люблю, пришла, взяла, ушла.

Date: 2011-01-17 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] ivan-babicki.livejournal.com
По-моему, современные тенденции к "манерам попроще" не сводимы - просто современная манера не похожа ни на что из того, что было раньше. Видимо, дело в том, что в больших городах изменилось само отношение к социуму - теперь это не замкнутая среда, обеспечивающая выживание человека путём закрепления за ним определённого места в системе, а поле, в котором завязываются дружеские и сексуальные (и даже деловые - но случайные!) связи. Вежливость как социальный код и отражает это отношение. Акцент ставится не на уважении, а на симпатии. Вместо поддержания дипломатических отношений основой общения становится флирт. Даже умение найти работу в мегаполисе есть отчасти навык флирта. Обаятельный проходимец не может стать мэром в своём городке, но у него хорошо получается покорять Париж.

Date: 2011-01-18 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Боюсь, я не схватываю. Все отношения на основе флирта? С коллегами того же пола - на основе флирта? Как норма?

(no subject)

From: [identity profile] ivan-babicki.livejournal.com - Date: 2011-01-18 05:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-18 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] licet-0vi.livejournal.com
В Англии принято извиняться, даже если ТЕБЯ нечаянно толкнули. Не говоря уже о противоположном.
С другой стороны, героиня модного шведского детектива-трилогии (с татуировкой дракона и т д), суровая, но хорошая, ведет себя примерно так, как девушка со сгущенкой. Жизнь у нее была тяжелая и вообще. Кстати, эта Лисбет хакер. Губительное воздействие онлайна?

Date: 2011-01-18 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com
В Англии и small talk никудане ушел. И не только в Англии. От разных уехавших доводилось слышать, как тяжело настраиваться на этот непременный обмен банальностями, как он непривычен и неудобен.

(no subject)

From: [identity profile] licet-0vi.livejournal.com - Date: 2011-01-19 04:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] buddha239.livejournal.com - Date: 2011-01-18 08:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-01-18 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] manpupunera.livejournal.com
Когда бываю в Питере, меня просто поражает невероятная вежливость везде! Все эти читанные в книгах про позапрошлый век:
"- Добрый день, будьте любезны, вот этой колбасы полкило.
- вот этот кусочек Вас устроит?
- благодарю, вполне
- Вы позволите, могу предложить Вам пакетик
- благодарю Вас
- приходите ещё
- до свидания."
И это в каждом обычном магазине или любом учреждении, даже молодёжь, обалдеть просто!

Для меня, "тилигента вшивого" в первом поколении, с рабоче-крестьянским происхождением, проведшего детство в фабричной слободке военного завода, а юность в среде потомков егерей, фабричных пролетариев и откинувшихся с зоны химарей, такое супервежливое питерское обращение повергает в лёгкий шок. Так и хочется вместо
-колбасы полкило,
-угу,
-давайте
научиться изображать такие пируэты и шокировать ими потом окружающих на родине :)))

Date: 2011-01-18 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Местами пока преобладает над временами

(no subject)

From: [identity profile] manpupunera.livejournal.com - Date: 2011-01-18 06:38 pm (UTC) - Expand

Profile

ivanov_petrov: (Default)
ivanov_petrov

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 21st, 2026 03:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios