ivanov_petrov: (Default)
[personal profile] ivanov_petrov
Вспоминаю эти самые девятнадцатые и двадцатые августа 1991 года. Тогда я почувствовал "историю". Трудно передать - в самом деле чувство, которого нет в повседневности. Вот читаешь про взятие Бастилии и прочие такие вещи - Тюильри всякие, бланманже и монпансье, толпы возмущенного взбудораженного народа, перекувырканное государство, властители не знают, что делать, и посылают разных трибунов говорить с народом, а народ дивится - и как реагировать? Вот идиот залез на памятник Дзержинскому и пытается перевязать ему шею удавкой, его единочаятели ждут, чтобы потянуть и обрушить памятник на толпу, вместе с обреченным идиотом. Некоторые вскрикивают: отойдите, отойдите, указывая на памятник, а прочие придвигаются ближе и пьют пиво. Вырывается тачанкой "Волга" и оттуда вылезает нечто. Разносится: депутат, депутат. Депутат, надсаживаясь, орет в репродуктор, что мы, народ, победили, и всё будет по-нашему, и пусть все будут спокойны, теперь что хотим, то и будет, и раз мы хотим убрать памятник, то так и будет, ибо наша воля священна, только не надо вот прямо сейчас, не надо поддаваться на провокации, он, депутат, пришлет технику, и всё уберут цивилизованно. Народ слушает депутата, пьет пиво, народ ничего не хочет и просто стоит, глазеет, он не имеет к этому всему отношения, а идиот на памятнике упорно дергает голову, пытаясь накренить памятник своим весом, он тоже не слушает депутата, а его друзья внизу деловито командуют друг другу - разом! навались! им совместно и весело и они не слушают депутата, а отдельные товарищи слушают депутата, но как назло они - не народ.

Тогда не было мобильных телефонов и нечем было всё это и друг друга щёлкать. История упустила свой шанс. По проезжей части центральных московских проспектов шли люди, иногда изумленно оглядываясь - транспорта не было, никого не было, пустые проспекты и группки людей, фланирующих по ним вдоль и наискосок. Так дошли до метро, поехали к Белому дому, потому что в метро говорили, что там как раз движуха. Молодые девочки в мини портили стены в метро, расклеивая какие-то дацзибао, охрипшие тетки в метрошной форме пытались это срывать, это было противостояние. Народ сочувствовал девушкам в мини. Пришли к Белому дому, вокруг лежал строительный мусор высотой по колено и это называлось баррикадой, стояла цепь решительных людей, взявшись за руки, они окружали дом и вызывали уважение. Кажется, они себя уважали, и это поражало больше, чем строительный мусор против танков. Эти люди стояли, а между их цепочками гуляли другие москвичи, пили пиво и дивились на происходящее. Жгли костерки, ходили посмотреть, где тут еще что показывают, приходили и уходили. Камиллов Демуленов с зелеными лентами видно не было, то ли уже отговорили, то еще потом будут, а сейчас тихо. Подходили к "нашим" танкам. Чувство было, как в зоопарке: показывают зверя за решеткой. очень мило. Но... Смотрел в лица танкистов. Кажется, они немного лучше окружающих представляли, какое может быть "но", если что. Но, конечно, в основном вокруг - фланеры, фланеры. Всей москвой смотрели сами на себя.

Потом я выяснил, что гораздо дальше, на улицах, примыкающих к площади у Белого дома, есть и почти настоящие баррикады. Тут всерьез готовились к наступлению танков. Стаскивали бетонные плиты, громоздили столбы, невесть откуда добытые. Улицы нешироки, был шанс перекрыть. Зачем? Оружия не было, но как-то делалось, само, какие могут быть объяснения. Все тащат плиту, надо помочь. Получалось смешно, но было страшно. Отсюда, с баррикадки переднего края, слышен был только рокот толпы у Белого дома, иногда затихающей, а то взрывающейся ревом, когда кто-то выходил на балкон. И было совсем ничего не известно. Только в самом центре событий может быть так ничего не понятно. Что вообще происходит? Это что такое? Как называется? А кто говорит? А что будут делать? А чем закончится? Совершенно не ясно. Человек тридцать, а то и пятьдесят, обшаривали переулки вокруг и стаскивали какие-то тяжести. Здесь была наша территория, а дальше открывался прогал улицы, с которой должны были идти БТРы. Там было пусто и страшно, и временами казалось, что уже рокочут моторы. С бодрым видом отправлялся к углу улицы, шагов за 200 от баррикады - посмотреть, в самом ли деле моторы. Нет, это просто гудит затихающая вечерняя Москва, никакой военной техники. Но страх всё усиливался. Люди друг друга пугали, никто ничего не понимал, возникло чувство оставленности - это был островок из нескольких десятков людей, которые самым причудливым образом не пошли домой, а остались на ночь у этой вот так называемой баррикады, и они не уходили и не уйдут - хотя почему, зачем и какой в этом смысл - совсем не понятно. Под фонарем светло, а дальше мрак, взрёвы толпы у Белого дома, а тут тихо и страшно, люди пытаются отвлечь себя делом и всё подтаскивают какие-то скамейки и пытаются затащить бетонные блоки и вывороченные камни бордюра друг на друга, повыше, покрепче. И ведь если пойдут войска - ведь останутся эти люди, и будут умирать. почему? Трудно сказать. Какая-то соцальная инерция, поле напряжений. Поведение в политике - функция предшествующей истории социальных групп. обычно люди понятия не имеют, что принадлежат к каким-то социальным группам, это кажется выдумкой. Вот семья, вот работа, вот друзья - тут понятно. кто к кому относится. а все эти группы - ведь чепуха, не правда ли? А в том дело. что в обыденности это не проявляется, и у кого нет опыта истории, этого почувствовать не может - ну нету опыта, его, опыт, заменить может только научная теория, а если ни теории, ни опыта - так и не понять. И вот социальное место ведет людей, создает давление, побуждение, и совсем разной судьбы люди вытолкнуты в историю, и кто знает, удастся ли им вернуться обратно. Когда как. Иногда - запросто, будет утро, и все разойдутся, а иногда - тысячи смертей. Это уж как повезет.

В рубашке с коротким рукавом, после долгого жаркого дня, я совершенно замерз. Хотелось есть, пить и было жутко холодно. Продрожав ночь, часам к восьми утра увидел, что солнышко встало, атаки нету и не предвидится, поехал на работу. Приехал туда совершенно невменяемый, надел на себя телогрейку и сделал полулитровую кружку кофе. Обжигаясь кипятком, заблаженствовал и пошел по кабинетам коллег, узнавать, так что это было и вообще что происходит. Коллеги слушали радио и смогли мне объяснить. Никто не знает меньше очевидца. Коллеги были в рубашках, без телогреек, они не били об себя зубами и выглядели вполне вменяемо - обсуждали результаты, перспективы и скромные надежды. В целом они сходились на том, что это крайне интересно - и шли работать. Я тоже оттаял и сел к столу. На следующую ночь было уже намного понятнее. Но чувства истории потом уже не было - это бывает, наверное, очень редко.

Date: 2011-08-23 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
О, накидывание петли на Дзержинского я тоже наблюдал. Там была кофейня недалеко от выхода из метро, и там можно было выйти с чашечкой, поставить на подоконник и пить-курить на солнышке. Там я и стоял.

Date: 2011-08-23 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] ptica-ga.livejournal.com
а мы ровно в этот момент стояли в очередь в "детский мир" за шубой и сапогами для ребёнка и всё пропустили, нельзя было отойти, не пустят потом. зато ребёнок был обеспечен зимним на два сезона вперёд.

(no subject)

From: [identity profile] oleg-devyatkin.livejournal.com - Date: 2011-08-23 02:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-23 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] andronic.livejournal.com
А я был в Свердловске у родителей на каникулах.
У меня был билет на поезд на 18 августа, но чуть раньше одноклассник позвонил, сообщил, что народ 19 собирается у него отмечать пятилетие окончания школы. Со многими не виделся с самого окончания. Конечно, билет поменял на 20 августа.

Утром 19 мама с работы звонит: "включи радио". И все, и трубку положила. Я включаю - а там обращение ГКЧП к народу замогильным голосом. Я папу бужу - "папа, говорю, проснись". Папа на другой бок переворачивается. "Папа, говорю, в стране переворот". Он сразу встает - идет к радио, слушает. Говорит: "вот дебилы".

Я звоню Илье - "встрачаемся?" А он мне - "так бухла закупили, девчонки жратвы наготовили - выбрасывать, что ли?". собрались к середине дня у него. Пили, танцевали, болтали, и телевизор переключали - Ельцин на танке. Прессуха ГКЧП с ехидным Бовиным и этой девчонкой, спросившей, на что их переворот больше похож - на 17 или на свержение Хрущева. Демонстрация на Триумфальной в Питере. Прямая трансляция с чрезвычайного заседания Свердловского областного совета, где вызвали на ковер главного гебиста, главного мента, и командующего округом, и депутаты - мэнээсы, шелупонь демократическая! - этих седых дядек с аршинными звездами строго допрашивали - почему не предупредили, что такая гадость готовится.
Так что когда нрасходились, было уже понятно, что нихрена у этих путчистов не выйдет. Посовещавшись, консенсусом дали на все про все три-пять дней. Сам удивляюсь, какие мы тогда были проницательные после пузыря на рыло.
А днем я уже ехал на поезде в Москву. Сосед был молодой парень - не то капитан, не то майор в форме. Когда по радио стали говорить про Алксниса, он говорит: "Да, помню, к нам в Генштаб заезжал...". Достал коньяк, разговорились. Сказал, что в Генштабе в Москве служит, в Свердловске был как я у родителей в отпуске. Вчера вечером пришел экстренный вызов из отпуска со всякими бронями. Он же вместо того, чтобы нестись на самолет, не торопясь купил билет на не самый быстрый поезд. "Куда торопиться - пока доедем, худо-бедно прояснится, кто там кого."
Так и вышло. На подъезде к Москве уже слушали по московскому радио, что Руцкой ГКЧПистов повязал.

Так я революцию пропил, проспал и проплясал.

Date: 2011-08-23 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
ну, в Свердловске... Оттуда далеко

(no subject)

From: [identity profile] andronic.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andronic.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-23 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] pagan-old.livejournal.com
"Поведение в политике - функция предшествующей истории социальных групп. обычно люди понятия не имеют, что принадлежат к каким-то социальным группам, это кажется выдумкой. Вот семья, вот работа, вот друзья - тут понятно. кто к кому относится. а все эти группы - ведь чепуха, не правда ли? А в том дело. что в обыденности это не проявляется, и у кого нет опыта истории, этого почувствовать не может..."
Вспомнил о больших птичьих стаях. Вот точно, что отсутствие любой из этих птиц, не скажется как-то заметно на поведение всей стаи, но с другой стороны каждая из этих птиц однозначно "делает историю". Или по-другому, значимость отсутствующей птицы 1:n, а присутствующей птицы значительно выше.

Date: 2011-08-23 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Было пиво? Ведь еще не кончилась горбачевская антиалкогольная кампания. Это потом, при Ельцине, оменили гос. монополию на спиртное.

Date: 2011-08-23 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
не поклянусь. Многие пили из горлышек бутылок, стояли с авоськами, где были бутылки. По форме - не водка. И я не думаю, что это был лимонад

Date: 2011-08-23 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] lee-bey.livejournal.com
У Вас очень четкое описание получилось. Возникает картинка.
Про опыт истории -- почему-то вспомнился Платонов.

Date: 2011-08-23 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] rencus.livejournal.com
и вправду было холодно, три дня лил дождь, который кончился сразу же, как только всё кончилось, что до "опыта истории", то это классическая инициация, которая меняет человека, вернуться назад уже нельзя

Date: 2011-08-23 02:24 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
а, да. дождь. точно. зонта не было, я всё под навесики и деревья мостился, пока не промок так, что это стало не актуально

Date: 2011-08-23 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] till-j.livejournal.com
Я тогда вёз в пазике мальчишку из пионерского лагеря в детскую больницу. Ему прошлым вечером от костра попала в глаз горячая смола и состояние ухудшилось к утру. Мимо нас проезжали танки с цветами, но я о них даже не думал, единственным желанием было, чтобы парень не потерял зрение. Да и когда врачи меня успокоили, приняли его и я ехал обратно, не особо обращал внимание на происходящее, меня ждал 2-й отряд, куча дел была впереди.

Date: 2011-08-23 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com
А я приехал на Исаакиевскую площадь. Там стояло 200-300 ублюдков, большинство пьяные, и готовились "защищать демократию". Я спросил одинокого мента-майора, почему-то с автоматом Калашникова, собирается ли он выполнять свой долг? - "Какой?" - уныло поинтересовался майор. "Ну как же? - изумился я - предложить ублюдкам разойтись, а если откажутся, стрелять на поражение!" Майор не только сам не решился, но и мне автомат не одолжил, - что, собственно, и позволило сохранить ровно столько жизней этих пьяных клоунов, сколько у него в двух рожках было патронов.

Потом несколько пьяных идиотов начали вопить, что прямо сейчас подойдут танки, и хватать проезжающие троллейбусы за веревки, свисающие сзади с рогов, чтоб строить из них баррикаду. Один из водителей с монтажкой и я голыми руками обратили штук 15 этих существ в беспорядочное бегство, а одного - самого нерасторопного - даже немножко попинали. Но без увечий.

Потом я понял, что армия и МВД изменили присяге, всё бесполезно, и пошёл пить пиво.

Date: 2011-08-23 12:03 pm (UTC)
From: [identity profile] ptn1900-9.livejournal.com
>>и пошёл пить пиво

Судя по состоянию Вашего рассудка, это у Вас неплохо получается.

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 01:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-23 12:06 pm (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
Потом я понял, что армия и МВД изменили присяге
Присяга обязывала их поддержать заговор против законного главы государства? Как интересно, однако...

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 01:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com - Date: 2011-08-23 02:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] eldhenn - Date: 2011-08-23 04:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com - Date: 2011-08-23 07:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] eldhenn - Date: 2011-08-23 07:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com - Date: 2011-08-24 12:19 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 02:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sachse.livejournal.com - Date: 2011-08-23 02:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 02:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sachse.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sachse.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aivanov.livejournal.com - Date: 2011-08-24 06:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sachse.livejournal.com - Date: 2011-08-24 09:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] goujat.livejournal.com - Date: 2011-08-26 08:25 am (UTC) - Expand

Date: 2011-08-23 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com
а пиво-то у всех откуда...

Date: 2011-08-23 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] albiel.livejournal.com
По ленд-лизу, из будущего.

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 01:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albiel.livejournal.com - Date: 2011-08-23 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 01:46 pm (UTC) - Expand

Ну и врун же Вы!

From: [identity profile] oleg-devyatkin.livejournal.com - Date: 2011-08-23 02:46 pm (UTC) - Expand

Re: Ну и врун же Вы!

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 02:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com - Date: 2011-08-23 01:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 02:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com - Date: 2011-08-23 04:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 04:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com - Date: 2011-08-23 04:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 04:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com - Date: 2011-08-23 05:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com - Date: 2011-08-23 04:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 04:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com - Date: 2011-08-23 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2011-08-23 04:28 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-23 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] termometr.livejournal.com
Пришли к Белому дому, вокруг лежал строительный мусор высотой по колено и это называлось баррикадой, стояла цепь решительных людей, взявшись за руки, они окружали дом и вызывали уважение. Кажется, они себя уважали, и это поражало больше, чем строительный мусор против танков. Эти люди стояли, а между их цепочками гуляли другие москвичи...

Люди друг друга пугали, никто ничего не понимал, возникло чувство оставленности - это был островок из нескольких десятков людей, которые самым причудливым образом не пошли домой, а остались на ночь у этой вот так называемой баррикады, и они не уходили и не уйдут - хотя почему, зачем и какой в этом смысл - совсем не понятно...

На следующую ночь было уже намного понятнее. Но чувства истории потом уже не было - это бывает, наверное, очень редко.


Так и было. Тоже все три вечера и ночи - там (каждую ночь получалось ждать смерти у разных подъездов), днем - отсыпаться в общагу. В первую ночь по моим прикидкам человек 500 всего вокруг Белого дома было. Во вторую - несколько тысяч, в третью - много было людей.

По моим внутренним ощущениям "чувство истории", о котором Вы пишете, не пропадало все эти трое суток, да и потом еще несколько лет (!) жило.

Жму руку, спасибо Вам!

Date: 2011-08-23 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Да, на третьи сутки там уже были сущие народные гуляния.

(no subject)

From: [identity profile] termometr.livejournal.com - Date: 2011-08-23 04:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] termometr.livejournal.com - Date: 2011-12-08 05:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-23 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] bbzhukov.livejournal.com
Первая ночь запомнилась нгеобычайно острым ощущением карнавала. Помимо естественного чувства - мы "смеем выйти на площадь", мы не сдались, мы будем стоять за свою свободу - была еще такая шальная, хмельная веселость - просто от удовольствия видеть друг друга, от этой всемосковской гулянки. Костры, песни - как сказал тогда один мой знакомый, "слушай, а тебе не кажется, что это просто слет КСП, только с танками?".
Кстати, именно в эту ночь дождя не было совсем, с заката и до полного света.

А во вторую ночь было дождливо и довольно страшно. Я стоял где-то в ерединеспуска Нового Арбата, в одной из шеренг. Когда там, наверху, на Садовом заполыхало, мы взялись за руки - и я почувствовал, что моего соседа колотит дрожь.

Несколько отлегло только тогда, когда стало известно, что колонна БМП, с которой были все неприятности, таки "перешла на сторону народа" и сейчас их пригонят сюда. А вскоре показались и они - под триколором, облепленные людьми. На головной почему-то горел зеленый огонек, как на такси; на это многие обратили внимание.

Потом шел домой под серым, моросящим небом и думал - долго ли мы так продержимся, даже если никакого штурма не будет? Было ощущение безнадеги. На Каменной Слободе стояла какая-то армейская хрень - на гусеничном ходу, но явно безоружная, только с развесистым радиотакелажем. Так и не знаю, что это было и для каких задач это пригнали в Москву.

Дома лег спать, а когда проснулся, узнал, что ГКЧП разбежался и их уже ловят.

А вот в гуляньях по Лубянке и Старой площади я уже не участвовал. Праздновали дома.

Date: 2011-08-23 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] newtricker.livejournal.com
в 91-м был еще слишком молод, чтобы воспринимать,
а вот в 93-м как услышал Гайдара призыв на защиту Белого дома, тут же оделся, собрал вещички в сумку, взял последние деньги и побежал на вокзал...
А утром уже Москва, стрельба и баррикада на Тверской, где ночевал и даже принял на себя какую-то функцию по обеспечению порядка ее жизнедеятельности.

Date: 2011-08-23 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com
Гайдар в 1993 году призывал РАССТРЕЛЯТЬ Белый Дом :)

(no subject)

From: [identity profile] newtricker.livejournal.com - Date: 2011-08-23 03:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-08-23 01:56 pm (UTC)
From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com
>Смотрел в лица танкистов. Кажется, они немного лучше окружающих представляли, какое может быть "но", если что.

Атож. У меня дембель декабрь 90. Но так по состоянию умов на тот момент ясный и недвусмысленный приказ отцов-командиров мы бы выполнили. А куда бы нафиг делись.

Date: 2011-08-23 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com
Вот только командиры оказались трусливыми гнидами :(

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2011-08-24 05:28 am (UTC) - Expand

Date: 2011-08-23 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] tannenbaum.livejournal.com
Читаю сейчас ЖЗЛ про Чуковского, там про Потемкин (он был очевидцем) - ну очень похоже, прям кажется, что ничего не меняется. И про причастность, и про потерянность, и растерянные властители, и архетипический образ мужиков с пивом (там, правда, были бабы с водкой - но один черт). Так вот что я могу сказать - нам повезло, что не было погромов с разгромами.

А вот сейчас смотришь-слушаешь об этих "революциях": то Париж, то Лондон, то Ющенко, то Каддафи - и все не то, сделали, собаки, и из истории пиар-цяцьку.

Date: 2011-08-23 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] leonid-b.livejournal.com
Да, ощущение истории - это штука незабываемая. Правда, у меня всё не как у людей - Я всё пережил на несколько месяцев раньше, после февраля, Вильнюса, миллионной демонстрации в Москве и ещё чего-то. У меня вдруг наступило такое ощущение, что сустав истории поворачивается. Я места себе не находил, было необычайно тоскливо. Обычный, соразмерный человеку масштаб событий вдруг исчез. Он стал уходить куда-то в него, и реальности стало не до меня. Крайне неприятное ощущение, жить не хочется.
Потом постепенно прошло, и когда мне 19 августа позвонила сестра и сказала "У нас переворот тут", у меня от души отлегло. А-а-а, думаю... вот оно что было... Ну хорошо.
Но стал бояться. И боялся, как уже имел честь докладывать, минут сорок, пока не узнал, что руководители республик не поддержали ГКЧП. А поскольку я ещё в начале года сообразил (ну, построил себе такую картину), что идут параллельно и противоположнонаправленно два процесса - развала центрального управления и построения управления по республикам, и всё дело в том, на каком этапе второго процесса грохнется первый - то окончательно успокоился и стал смотреть. Тем более что в предыдущий день ко мне приехали дорогие гости из Ростова-на-Дону, отдохнуть в Москву, по музеям погулять. Вот и погуляли.
Радости особой не было, потому что то, что произошло, внутренне не считалось самым главным - ну, начальники меж собой грызутся. Значительно важнее и сильнее переживался февральский (по-моему) миллионный марш москвичей по Садовому кольцу. Когда вокруг во дворах стояли солдаты с присущими грузовиками, а по кольцу шёл миллион человек, и я среди них. Ох...

Date: 2011-08-23 05:07 pm (UTC)
eldhenn: (Default)
From: [personal profile] eldhenn
>Обычный, соразмерный человеку масштаб событий вдруг исчез.

Вот. Я это ощутил, когда 19 увидел по всем каналам, и даже по УТ-1 "Лебединое озеро", а потом кажется сначала по радио услышал что-то про Горбачёва и ГКЧП. Закричал матери что-то вроде "Горбачёва свергли", и ощутил что что-то происходит. Небывалое. Невероятное. То есть действительно историческое событие, вся история начала идти под другим углом...
К сожалению, был далеко от Москвы, и совершенно не знал, что тут просиходит. По-телевизору-то информацию давали достаточно обрывочно. И вот сейчас читаю воспоминания очевидцев - ну как будто не о моей стране и не о моём городе речь, ну ничего знакомого.

(no subject)

From: [identity profile] ermenegilda.livejournal.com - Date: 2011-08-23 05:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leonid-b.livejournal.com - Date: 2011-08-23 05:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ermenegilda.livejournal.com - Date: 2011-08-24 02:56 am (UTC) - Expand

Date: 2011-08-23 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] makhov-a.livejournal.com
напомнило революцию из "Москва-Петушки": "Елисейково было повержено, Черкасово валялось у нас в ногах, Неугодово и Пекша молили о пощаде. Все жизненные центры петушинского уезда - от магазина в Поломах, до андреевского склада сельпо - все заняты были силами восставших..."

Date: 2011-08-23 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] baker-str-muse.livejournal.com
Мне было десять лет, жила не в Москве, так что все наблюдала по телевизору и мало что помню.
Но ощущение было похожее. Танки. На улицах. Такое же только в книгах и в фильмах бывает - и вдруг сейчас, при моей жизни.

Date: 2011-08-23 11:55 pm (UTC)
From: [identity profile] ptn1900-9.livejournal.com
Хорошие воспоминания и хорошие времена.

Мне приходилось выходить на улицу в другие события. Во много более мерзотные и подлые времена.
http://img843.imageshack.us/img843/65/img3122zi.jpg
http://img805.imageshack.us/img805/5580/img3109f.jpg
http://img841.imageshack.us/img841/4972/200758.jpg
http://img3.imageshack.us/img3/1707/47865877.jpg
http://img808.imageshack.us/img808/3939/134ck.jpg
http://img560.imageshack.us/img560/4184/7dbf0c5353d58e539d6f3bd.jpg
http://img855.imageshack.us/img855/5924/4fa74529d9b3209cecd574f.jpg
http://img29.imageshack.us/img29/8613/4cf4a7764605bb89da7e2c3.jpg
http://img819.imageshack.us/img819/8619/71129473.jpg

Это 2007-й, март и апрель, Санкт-Петербург. О 1991-м знают многие и многие пишут. И вы совершенно заслуженно можете гордиться этим. А про 2007-й знают мало, да почти ничего никто и не знает. Телевизор говорит про другое.
Я всего 2 раза был, тогда в 2007-м. И очень многое увидел и понял о жизни. Таких, в общем, много. Сейчас выходят, в основном, сопротивленцы, которые, как на работу туда ходят. А тогда в 2007-м вышло много народа. Случайных людей. Тогда тысячи людей вышли. И получили от ОМОНа по голове так, что потом не выходили.
Мне почему-то врезалось вот что в голову. Там в апреле перед ТЮЗом на площадь пришла семейная пара и маленькая дочь с ними. Люди резко выделявшиеся на фоне остальных, кто там был. Ну, кто там был - в основном обездоленные. Старики, молодые, заморенные режимом и отчаявшиеся найти правду и рыночную экономику на земле Российской бизнесмены, революционеры, безумцы всякие. А вот эта пара - люди сильно отличались. Они были очень хорошо одеты. Видно было, что самый верх среднего класса. Таких там больше не было, да и вообще не должно было быть. И видно, что не случайно пришли. В лице вот такое было - сопричастность, искреннее желание выйти на улицу, потому что сидеть больше невозможно и смотреть, что со страной делает понятно кто. Я тогда с таким же примерно настроем и настроением вышел.
Там режим применил обычную схему для последних лет. После окончания люди начали расходиться, и на расходящихся людей был спущен ОМОН, который жесточайшим образом бил людей, цепями окружал их и не давал ни убежать, ни скрыться. Это делается, чтобы люди ужаснулись, получили свою порцию боли и никогда больше не вышли на улицу. Собственно, так оно и вышло. Сейчас кроме профессиональных революционеров уже и не выходят. Во всяком случае не тысячи человек, как в 2007 году. Я тогда в тот год был с закоренелыми антисоветчиками. И Бог миловал. Те ребята решили, что после окончания надо уходить окольными путями, не куда осногвная масса расходится. Точно никто не думал, что на уходящих будет спущен ОМОН, но было ожидание чего-то плохого. Мы ушли тыльными путями благополучно. А основная масса - очень много людей - они были окружены ОМОНом и жестоко избиты. На фотографии, которые тут я оставил, это почти не попало. Там страшнее было - уже никому не до фотографирования было. Так, совсем немного попало. Но рассказывали очень страшные вещи.
Я почему-то вспоминаю вот ту семейную пару и их дочку. И мне становится очень, очень стыдно. Что вот люди пришли, искренне. И скорее всего, они попали в ту мясорубку. Не знаю, будет ли это понятно. Жалко и других - стариков и молодых и прочих обездоленных - но там понятно, что обездоленный - ты и борись и получай по голове. А тут люди могли бы запросто не выходить на улицу. Вон же - 99% вообще ни сном, ни духом не в курсе, и всем хорошо в стране российской жить. А тут вышли всей семьей и попали в такое. Мне становится жутко стыдно.

Date: 2011-08-24 04:02 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Может быть, не надо всерьез думать, что у нас свободы и демократическое правительство. Если смотреть от деспотии - нормально всё, слабенькие деспоты, бьют редко и за совсем уж отвязные вещи - подумать только, население без команды собирается и говорит антирежимные вещи. Двадцатью годами ранее и подумать об этом было невозможно, а сейчас - не убьют, но есть риск, что сломают ребро и посидишь в КПЗ. Даже срока не будет. Разумеется, тут не Англия.

(no subject)

From: [identity profile] kgx.livejournal.com - Date: 2011-09-01 07:08 am (UTC) - Expand

Date: 2011-08-24 05:04 am (UTC)
From: [identity profile] saccovanzetti.livejournal.com
какого жаркого дня? 19-го было пасмурно весь день, дождь моросил время от времени.

Profile

ivanov_petrov: (Default)
ivanov_petrov

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 21st, 2026 01:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios