ivanov_petrov: (elephants)
[personal profile] ivanov_petrov
Представить, что произошло с наукой, которая была в СССР.
Численность в 80-е годы - 1.4 млн. человек. Это очень много. Большое было научное сообщество и держало полный фронт - то есть почти по каждой научной проблеме можно было отыскать специалиста, говорящего на русском языке и проживающего в СССР.
К 2000-м годам осталось 400-500 тысяч. Куда делся миллион? Часть осталась в отделившихся республиках, может быть, не самая лучшая часть, но значительная. Лучшая уехала на Запад, сколько - решить трудно, примерно тысяч 300. Часть сменила область деятельности, пошла зарабатывать, в бизнесе эта часть, в большом и маленьком. На Западе, кстати, многие тоже перестали быть учеными, но это уже ладно.

Наука потеряла единство фронта - теперь нет сил держать все специализации, многие прямо объявлены ненужными, и не то что научные направления - целые науки исчезли, на русском их более не найти. Очень многие вопросы, темы, проекты больше на русском обсуждать профессионально не с кем, люди "там". Тут важно не делать трагедии, если не хочется. Произошла потеря крупного научного сообщества, снизилось разнообразие. Частью погибли направления, которые, кажется, были балластом, некоторые - вроде бы очень жаль, что погибли. Ну, как всегда - в основном хлам, но были и крайне ценные вещи, а погибли все вместе.

Теперь далее. Оставшиеся 400 тысяч не одинаковы, конечно. Часть из них не публикуется - вообще. Причины различны, иногда это работающие в НИИ, где пишут отчеты, иногда это пожилые дамы, дорабатывающие после пенсии и им не до волнений. Кажется, публикуются примерно 120 тысяч человек. То есть это - настоящие ученые, не только по штатному расписанию. Это - все, здесь и те, что публикуются только в региональных институтских сборниках исключительно по-русски, здесь плохие, слабые и всякие, это общее число. Публикующихся, а не по названию только.

Публикующиеся устроены по закону Ципфа, то есть немногие публикуют основную массу работ, и длинный хвост распределения, которые публикуют очень мало. Если в цифрах, то примерно тысяч 30 публикуются - остальные входят в тот самый хвост, у них менее чем раз в год, может, раз в три года или в пять появляется одна публикация. Само по себе это ничего не значит, мало ли, гений велик и ужасен, пишет одну статью в десять лет, зато это лев. Так бывает, но редко. В основном это статьи в тех самых региональных сборниках тиражом в 100 экз., которые никто не прочтет и, в целом, ничего плохого в нечтении их нет. Там среди добротных средних и полудобротных слабых статей царит жуть и мрак, люди забыли, что их могут читать, иногда врут, подделывают эмипирические данные, плетут что в голову взбредет. Занимаются идеологией губернского масштаба, спасают Россию и мир в рамках эколого-гуманитарной диагностики и пр.

На круг всех публикующихся в России ученых примерно 30000. По всем наукам, гуманитарным и естественым, математическим и извращенным, всех вместе, и тех, что вообще не могут читать по-английски, и тех, кто пишет в иностранные журналы, и тех, кто последние три года сидит в университете в Мексике, преподает на испанском, но числится по-прежнему в Питере. Всех вместе - 30 тысяч.

Для тех, кто верит в войну против дураков: ципфовость - это свойство распределения. При том же устройстве института науки, даже если отсечь сто тыщ и оставить "лучших" - по критерию числа публикаций - будет ровно та же система (только хуже - это лень объяснять) с тем же распределением, и тогда публиковаться будут не 30 тысяч, а пять. Так что никакие простые способы отделения козлов от людей тут не сработают.

Из этих 30 примерно 10 тысяч - гуманитарии и сторонники общественных наук, а две трети, кажется - естественники и математики. Все вместе, физики, нейробиологи, молекулярщики, недобитые химики, неуехавшие геологи. 20 тысяч негуманитариев.

Это немного.

Конечно, это примерные цифры, есть другие оценки. Отличающиеся не в разы, но иногда тенденции выглядят не столь резко.


Изменение количества числа научных работников (в тысячах) в разных странах в период с 1995 по 2007 года // National Science Board

Кажется, число ученых у нас продолжает уменьшаться - уже не резко и не быстро, а плавно и постоянно. Большие числа гипнотизируют, если сказать, что (например) в 2007 г. было 450 тыс., а в 2010 - 400000, то вроде как не страшно. Посчитали - сейчас, в 2010-е, примерно на 2% в год падает число ученых.

Но тут надо учитывать - это общее число, ежели из них отобрать публикующих в год более 1 статьи, на вообще присмотреться и перетрусить - ох, это совсем другие количества. Их всех по головам можно считать. Вон торчит одна голова, вот вторая... о, первый уже помер - головой меньше. Конечно, там добавляется возраст - в основном это советские ученые, им сильно за сорок, а многим сильно за 70. Ожидается, что примерно к 2020 году число ученых в России и Южной Корее сравняется. У них, правда, материальная база лучше.

Думать о конкуренции с Италией или там (краснея) Францией - поздно. Россия сейчас - научная держава ранга Бразилии и уверенно теряет это место. О соперничестве с Германией, Голландией, США, Японией - не надо заикаться, не наш уровень, это серьезные ребята. Смеяться над Китаем - глупо. Это крупная научная держава, куда нам. Тут вопрос - последние штаны не потерять, не о моде речь.


Сравнение относительного изменения количества публикаций в год российскими, индийскими и бразильскими учеными. За единицу принято количество статей, опубликованных в 1981 году. // Thomson Reuters http://www.gazeta.ru/science/2010/02/08_a_3321137.shtml
С Бразилией мы в сложных отношениях - примерно равны, но тенденции очевидны. Скоро и страны Южной Америки будут слишком далеки от наших показателей.
Вот еще ссылка, если кому-то нужны ссылки http://www.strana-oz.ru/?numid=8&article=410 http://ria.ru/science/20100208/208143319.html http://www.rg.ru/2010/06/08/radzihovskij.html ладно, при желании можно самостоятельно рыть тут http://www.nsf.gov/statistics/seind10/

Я, простите, чисто для справки. Век тому назад, в начале ХХ, из России тоже некоторая образованная элита истекла. Я точно не помню - опять же, не царское это дело гуглить, но что-то такое около двух миллионов. Философский пароход, эмиграция и все дела. Интересная картина, когда из тончайшего слоя, цена которому в базарный день - процента два от населения, или даже один процент - из него такие вот кровопускания. Нет, конечно, не конец света, просто потемки.

Самый глупый разговор в таких условиях - о деньгах. Это не то место, где можно надеяться "дать деньги и всё исправить". Дело не в том, что денег нет - совершенно всё равно, их в самом деле мало, но и были бы они - ничего бы не изменилось. Тут, простите, думать надо.

Date: 2012-05-04 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
да, мне тоже так кажется

Date: 2012-05-04 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] rogatkina-ezhik.livejournal.com
Падение уровня ощущается весьма сильно, конкурентоспособные, работающие на уровне европейском, публикующиеся по-английски и по-немецки, даже в Москве представляют собой небольшие обособленные группки.
Я пишу по собственным наблюдениям, в Академии наук работаю 30 лет, доктор наук.
Потому что должна быть атмосфера науки, и просто деньгами это не создается. Более тонкие материи.

Date: 2012-05-04 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
То есть надо уметь выстраивать систему ценностей. Они были разные. До революции наука была местом, куда мог пойти дворянин, это было не стыдно, и не в армии, не чиновником. Примерно так же было для части интеллигенции в СССР - возможный рост вне партии и других пирамид. Была просветительская система - помощь людям. просвещение народа. Всякий раз это было не просто так - деньги нужны, разумеется, но процветали науки на основе определенного мировоззрения.
Если сейчас посмотреть, какое же мировоззрение может заставить людей гореть - очень интересная картинка. Чуть не единственный вариант - атеизм. Стремление показать. что высказывания религии неверны - это заставляет людей лезть из кожи. Христанство многи века было положительной системой ценностей, сейчас оно же работает в светском обществе как отрицательная система, от его ценностей отталкиваются. Но других - нет, прежние просветительские изрядно обветшали. в современном обществе они постепенно гаснут.
Интересно думать, что же могло бы придти на смену

Date: 2012-05-04 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] nature_wonder.livejournal.com
Ох как вы обрубили мотивацию. Но есть же еще мощная сила - любопытство и склонность решать загадки. Очень многие сегодняшние звезды пришли в науку именно так (по их собственным словам). Вы думаете, этот стимул перестает работать?

Date: 2012-05-05 03:58 am (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
Это непростой разговор. Смотрите, есть два взгляда - снаружи и изнутри. Психологический и социологический. Вы говорите о том, как принято нечто упаковывать изнутри. И что на самом деле упаковано. Это тоже непростые вопросы, потому что можно видеть и такую сторону дела, что в науке нельзя иметь любопытство и склонность решать загадки. Время иное - на смену рыцарству пришла массовая армия, и личный интерес не у дел. Но это для немногих, большинство любопытствующих, конечно, достаточно конформны, чтобы верить, что наука в самом деле позволяет проявляться любопытству. Однако это - лишь способ внутренней речи, объяснения себе того, что происходит. С внешней стороны вполне адекватным описанием будет разговор о социальном лифте, например. Мне кажется важным увидеть, что тут нет снижения и оскорбления - просто разные научные модели описания ситуации. Мне кажется, в современном социуме через внутренние мотивы очень трудно пройти к соцуиальному результату, не удастся выстроить правдивую схему от желания решать загадки в детском возрасте до научной карьеры - такие биографии будут редки, для массовости придется привирать. Это, как бы сказать, биография для книги Жизнь замечательных людей, а не правдивая история.

Нет, я не думаю, что этот стимул перестает работать. Просто его вес в человеческом социальном поведении очень невелик. Помните про то, что есть нижняя граница отбора? Некоторая морфология столь редка, что проявляется не благодаря ест. отбору, а вопреки. Отбор не работает с признаками слишком низкой частоты, ему все равно, есть они или нет. Так вот, эти разговоры о страсти к познанию природы - это правда. Чистая правда. Но на этом нельзя строить социальный институт. Все равно, что строить государство на честности слуг закона и без системы отчетности, выборности, проверки и пр.

А то, почему по их словам пришли в науку сегодняшние звезды - нет желания усомниться? Из любопытства? По прошествии лет все оказываются женившимися по любви, пришедшими в науку по зову сердца и не имевшими конфликтом в детьми, которые прекрасны и уважают родителей. Надо ведь отделять истины самоотчета от действительных движущих мотивов.

Date: 2012-05-04 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] rogatkina-ezhik.livejournal.com
Эрудиция как инструментарий скукоживается. Происходит уплощение понимания. Я говорю о молодых поколениях (за исключением, может быть, историков-античников и медиевистов, которые всегда были элитой). Кстати, в западной гуманитарной науке этого не наблюдается - теоретическая подготовка молодых 30-летних ученых-гуманитариев весьма высока, если сравнить с русскими. Они могут концептуализировать, это условие игры.
Но вина не на молодых, разрыв между старыми и молодыми был очевиден еще в 1980-е, когда среднее поколение практически отсутствовало в академических институтах гуманитарного профиля. Преемственности передачи знаний нет. А без преемственности, когда молодой ученый от старого учится, что есть хороший тон, а что есть дурной тон, никакое ремесло, в том числе научное, невозможно сохранить.

Profile

ivanov_petrov: (Default)
ivanov_petrov

November 2022

S M T W T F S
  12345
6789 101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 22nd, 2025 02:54 pm
Powered by Dreamwidth Studios