ivanov_petrov: (geo)
[personal profile] ivanov_petrov
считающееся пессимистическим: мол, будет новое средневековье.

Слишком долго объясняться. Просто между делом хотел сказать. Это высказывание по содержанию - оптимистическое, а не наоборот. Полагаю, что такого счастья нам не дождаться, и оснований надеяться на него нету.

Средневековье - это не просто когда долго не моются (миф, в общем-то) и грамоте не разумеют (забыв про монастырские школы). Это не когда нет современных технологий. Это совсем другие люди, с другими привычками, обычаями, душами. И демография там совершенно иная, в те века людей мало, а мир просторен. В общем, когда наше современное общество разложится в тот материал, засохшую форму которого оно и так собой представляет, и образуются все эти многопоказываемые в фильмах банды и прочая бандитская романтика - это будет совсем не средневековье.

Вопрос у меня - как это называть? На технологический антураж я призвал бы не обращать внимания, оно и честнее, и проще. Будут там работать дизель-генераторы у кого или там пищать последние айфоны или не будет этого, будет железо быстро становиться еднкостью или нет - это сущие пустяки. Вот получится примерно то, что уже сейчас во всяких серых зонах на мировой карте, где недавно была война и скоро еще будет и куда цивилизованные туристические лайнеры не ходят, где в целом и общем нет власти, а народ выбивается из земли чем может, мирно пропалывая окружающее автоматом калашникова. Вот таких зон побольше, вот они смыкаются, вот меньше остается дорог между ними, рушатся изощреннейшие и самые интеллектоемкие достижения цивилизации - финансовые струкутры, начинают хромать менее изощренные, но тоже сложноатые в ксплутации энергетические сети. Местные бароны то воюют, то пытаются, в случае прилива сил, наладить некий локальный порядок и связь с другой большой малой земелей другого барона.

А в головах у людей, меж тем, менно вполне современные вещи. В те самые Средние века была народная культура, к примеру. А ноне - что, запоют по подвалам народные песни, что ли? был язык, а вовсе не то, что сейчас прилипло к тому мышечному органу во рту. В общем, тогда кой-то было из совсем старого наследства, когда эти ребята тысячу лет назад из азиатских просторов пришли в Европу, привстав в Крыму, а потом двинувшись дальше, да хоть бы и в Африку. Те ширнармассы обладали своим сознанием, совершенно не таким, как сейчас - дело не в том, что нынешнее мышление такое научное и просвещенное. Не в том дело. Оно зато аналитическое, комбинативное, и можно много еще каких-то таких слов сказат - какое оно. Если в городах пропадет свет и будут безбрежней помойки, люди от этого н придут в прежнее состояние мышления, никакие воздуся им не откроются - так и будут жизнь мыкать вполне современные люди. Как бы это короче. В общем, не получится крестьян - будут бичи, и кочевников не получится - будут бомжи.

Как называется вот это вот все? Это ведь не Средневеековье, и не феодализм. А как?
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2015-03-04 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] a-marko.livejournal.com
Постапокалипсис.

Date: 2015-03-04 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com
Очень жестко, и очень четко. И очень, очень правдоподобно. Или просто правда и есть.

Как назвать - дело десятое. Ну, пусть будет Благорастворение Воздухов. Или Рай на Земле. Какая разница.

Date: 2015-03-04 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] sgustchalost.livejournal.com
Предуготовление оно.

Date: 2015-03-04 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] navtik.livejournal.com
По-моему, адекватное и общепринятое название -- "пост-апок".

Date: 2015-03-04 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] beskarss217891.livejournal.com
Это не может быть средневековьем. поскольку в серых зонах продолжается деградация, а Средневековье - время все-таки развития.

Скорее - это как катастрофа бронзового века.

Диссоциация - вот подходящее слово. Распад, разделение, замыкание технологических зон в раковинах вооруженных автаркий.

Date: 2015-03-04 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] once-for-all.livejournal.com
Средневековье слишком общий термин, им объединяют разные эпохи и на разных территориях.
Вполне справедливо сказать, что с V по VII век в больше части западной европе была именно что деградации. На юге Британии катастрофическая, на юге Италии помягче, но, безусловно, деградация.
Другое дело, что новые веяния, которые со временем дали огромное развитие тоже присутствовали.

Date: 2015-03-04 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] elcor-prime.livejournal.com
Постапокалиптика это называется.

В США в 70х-80х кучу фильмов на эту тему сняли.

А сейчас эти фильмы начинают понемногу вспоминать - вон, 4й "Безумный Макс" вроде снимать взялись. И это доказывает, что снова данный исход становится психологически возможен... Или кажется достаточно реален, чтобы попугать им зрителей.

Date: 2015-03-04 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] slon357.livejournal.com
Гностическо-фашисткий контрмодернистский многоэтажный постапокалипсис!
Edited Date: 2015-03-04 04:09 pm (UTC)

Date: 2015-03-04 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_c_a_x_e_p_/
По началу это будет "новый порядок". Когда он закончится, ему дадут название.

Date: 2015-03-04 04:17 pm (UTC)
From: [identity profile] toporillo.livejournal.com
Чистая постапокалиптика, все сходятся на одном термине. Климактерическая стадия цивилизации.
А ширнармасса со своим нерасчлененным сознанием останется, быть может только она и останется - ширнуто-наркотическая масса.

Date: 2015-03-04 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] ushastyi.livejournal.com
Мне кажется, что говоря в данном контексте о Средневековье, имеют в в виду большей степени не историческую эпоху, а формацию -- феодализм. То что Вы написали -- "местные бароны" -- это он самый и есть. С присущей феодализму раздробленностью, дезинтеграцией, праву сильного и т. п.

Date: 2015-03-04 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] fox-talleyrand.livejournal.com
Новые Тёмные века. Как в кризис железного века. Как после краха античности.

Но вот про неспособность развить новый тип мышления - ой не соглашусь. Человеческое сознание, в том числе массовое, штука крайне гибкая. И очень лихо подстраивается под новые условия. Достаточно вспомнить, как народ, 2000 лет занимавшийся книжными измышлениями, ремеслом и торговлей, поставленный в условия "отбиться или сдохнуть", за одно поколение превратился в народ отмороженных вояк и влюблённых в землю крестьян-киббуцников. Хипстер с айфоном, если выживет, года за три станет вполне нормальным хватким пейзанином. Люди вообще крайне живучие существа, несмотря на весь налёт цивилизации.

Date: 2015-03-04 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] alamar.livejournal.com
В начале 90-х инженеры-писатели так начали картошку с рассадой сажать, аж пар стоял.

Тогда, правда, помогла позднесоветская мода на дачи. Сегодня делянку для прокорма будет куда сложнее найти.

Хотя - поехать к северу и там любой кусок нетронутой земли подсечь.

(no subject)

From: [identity profile] skvonk.livejournal.com - Date: 2015-03-04 05:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-04 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] lafeber.livejournal.com
Закат, варваризация, деградация, колонизм (переселение горожан в сельскую местность, где они для начала превращаются в колонов для самого сильного бандита в районе; про атомный реактор еще знают, но построить уже не могут), Темные века, раннее Средневековье.

Date: 2015-03-04 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] wingover.livejournal.com
Согласен по существу и раскрою немного глубже.

Средневековье и то, что мы сейчас имеем, движутся в разные стороны по следующему направлению.

Средневековье - время предельной субъективизации.
От судов между всеми до принципиальной невообразимости унификации и шага строем. Четкое знание и представление о себе, своих правах и интересах.
Все это - на подложке мракобесного христианства, субъективизацию и несопоставимость каждого индивида четко обосновывающего.

Мы - прямо сейчас - движемся в направлении десубъективизации.
Технологической, организационной, коммерческой, но главное, идеологически - "народ к разврату готов". Причем готов и к отказу от субъективизации таких же как он сам, от субъективизации себя.

"Мы по инерции числим их оппонентами, а они - окружающая среда.
И сходные внешние признаки - типа наличия пары рук и ног, носа, очков, прописки и умения пользоваться айпадом - не должны отвлекать нас от этой суровой сути дела."

Вот в каком направлении прогресс, а не в направлении средневековья.

Date: 2015-03-04 11:40 pm (UTC)
From: [identity profile] stierliz.livejournal.com
мракобесное? во мраке бесятся как раз сейчас, без подложки

Date: 2015-03-04 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] b-graf.livejournal.com
Это только первое время, лет 100-200. Средневековье тоже не сразу строилось на развалинах Римской империи. Ну, если это все надолго и в мировом масштабе, а если будет преодолено быстро, в пределах 2-3 поколений, то, конечно, никакого нового средневековья

Date: 2015-03-04 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] revoltp.livejournal.com
не получится крестьян, не получится кочевников - наводит на сравнение: что за зверь, ни рыба, ни птица, на двух ногах ходит. Честно говоря невозможность провести метафору в прошлое скорее радует в Вашем тексте.

Date: 2015-03-05 12:16 am (UTC)
From: [identity profile] stierliz.livejournal.com
радостно поскакали к омуту

Date: 2015-03-04 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] treasure2011.livejournal.com
Клеймо "темных веков" въелось. Пугая Средневековьем, имеют в виду только некоторые его характеристики типа базового иррационализма (магическое мышление и пр.). Об остальных атрибутах (жесткой иерархии и упорядоченной картине мира) не помнят, а то бы назвали будущий кирдык иначе, да хоть новым варварством.

Date: 2015-03-04 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] luybu.livejournal.com
Вы по моему, совсем не в курсе о чем говорите - "жесткой иерархии" Король не имел права ночевать в городах королевства, и "упорядоченной картине мира" - кулачное право, барронет, железнобокие, сатанисты в Ватикане ...

(no subject)

From: [identity profile] treasure2011.livejournal.com - Date: 2015-03-04 04:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] luybu.livejournal.com - Date: 2015-03-05 02:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stierliz.livejournal.com - Date: 2015-03-05 08:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] luybu.livejournal.com - Date: 2015-03-05 12:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stierliz.livejournal.com - Date: 2015-03-05 09:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] luybu.livejournal.com - Date: 2015-03-06 07:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stierliz.livejournal.com - Date: 2015-03-06 05:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] luybu.livejournal.com - Date: 2015-03-07 04:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com - Date: 2015-03-07 07:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] luybu.livejournal.com - Date: 2015-03-07 08:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stierliz.livejournal.com - Date: 2015-03-19 11:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] luybu.livejournal.com - Date: 2015-03-20 09:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stierliz.livejournal.com - Date: 2015-03-20 10:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stierliz.livejournal.com - Date: 2015-03-05 12:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2015-03-06 08:02 am (UTC) - Expand

Date: 2015-03-04 04:31 pm (UTC)

Date: 2015-03-04 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] luybu.livejournal.com
Это молодость мира!

Date: 2015-03-04 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] luybu.livejournal.com
Приветствую. Хороший текст.
Сырой, но интересный.
1. Чесалочки для волос, от головных вшей, были атрибутом светских красавиц с 15-17 век, потому, что головы мыли редко - прически с корабликами дороги были.
2. Монастырские школы конечно охватывали около 1-5% детей, но в России и этого не было
Всё же главное, что средневековье это смена парадигмы. А это происходит при сочетании многих факторов, проявившихся во 2-3 веке. Замена старого (усталого) населения новым - обязательное условие, оно уже выполняется в наше время и весьма активно, так, что "процесс пошел", но нужно второе условие - отрицание культуры прошлого, включающее смену веры (верований). Вспомните мраморные статуи на могилах обычных людей в Римской империи, и разрисованные дощечки, примитивные и наивные в лучших соборах, всего 200 лет позже. И этот процесс идёт, те же этносы (нации), кто вытесняет европейцев, громят музеи и отрезают головы перед камерами.
Заключая, я согласен, новое средневекевье будет, но мы этого не увидим, а как было бы интересно посмотреть

Date: 2015-03-04 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanoff272.livejournal.com
в США -- мексиканцы и китайцы, в Европе -- турки и арабы, в России -- таджики?

(no subject)

From: [identity profile] stierliz.livejournal.com - Date: 2015-03-05 12:23 am (UTC) - Expand

Date: 2015-03-04 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] evil-gryphon.livejournal.com
термоэра (от латинского -termini и одновременно греческого -θερµο)
Edited Date: 2015-03-04 04:44 pm (UTC)

Date: 2015-03-04 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com
По-моему, наиболее удачное название - киберпанк.

Мне оно кажется более точным, чем постапокапипсис. Уже в силу того, что никакого апокалипсиса не происходит, зато наблюдается деградация (скатывание в киберпанк) одних территорий на фоне всё ускоряющегося развития других.

Некоторые авторы в этой связи говорят об анклавизации, имея в виду, что постиндустриальная цивилизация сосредоточится в анклавах, в то время как огромные территории вокруг постепенно вернутся чуть ли не в каменный век.

Date: 2015-03-04 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] uxus.livejournal.com
Постиндустрiальная цивилизацiя способна существовать въ анклавахъ? Кажется, она зависитъ отъ связности, какъ ни одна изъ прежнихъ.

(no subject)

From: [identity profile] bohemicus.livejournal.com - Date: 2015-03-04 05:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uxus.livejournal.com - Date: 2015-03-04 05:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-crocodile.livejournal.com - Date: 2015-03-04 07:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uxus.livejournal.com - Date: 2015-03-04 07:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com - Date: 2015-03-04 08:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uxus.livejournal.com - Date: 2015-03-04 08:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] timur0.livejournal.com - Date: 2015-03-04 09:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uxus.livejournal.com - Date: 2015-03-04 09:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] uxus.livejournal.com - Date: 2015-03-04 09:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com - Date: 2015-03-05 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mona-silan.livejournal.com - Date: 2015-03-06 05:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-crocodile.livejournal.com - Date: 2015-03-04 09:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] flying-bear.livejournal.com - Date: 2015-03-05 01:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] metarattus.livejournal.com - Date: 2015-03-21 09:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fat-crocodile.livejournal.com - Date: 2015-03-04 09:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com - Date: 2015-03-05 02:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wingover.livejournal.com - Date: 2015-03-05 11:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wtoroi.livejournal.com - Date: 2015-03-04 06:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stierliz.livejournal.com - Date: 2015-03-05 12:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wtoroi.livejournal.com - Date: 2015-03-05 07:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] stierliz.livejournal.com - Date: 2015-03-05 10:00 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-04 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] glukanat.livejournal.com
Постиндустриальная раздробленность

Мир еще велик, но дальше своего забора ничего не видно. Вот и вся география сознания

Date: 2015-03-04 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] alamar.livejournal.com
Я думаю, оно не очень будет равномерным. На материке уже феодализм - а в Японии, например, технологическое обществообщество без признаков моментального распада.

Опять же, будут и победители - в латинской америке мало что изменится - а по-сегодняшнему они жить умеют.

Важный фактор - нефть. Мы её едим и ездим на ней, а добыть её может только организованное общество, особенно когда необходимо покупать. Феодал не сможет.

Либо она кончится и всё развалится быстро, либо придумают альтернативу и центробежные процессы побегут. Если ни то ни иное - сверхцентрализация продолжится.

Date: 2015-03-04 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] 66george.livejournal.com
Ничего подобного, толкиенисты прекрасно и быстро одичают, будут петь народные песни (уже сейчас поют)

Date: 2015-03-13 12:41 am (UTC)
From: [identity profile] ohtori.livejournal.com
Народные песни вообще-то никак не связаны с одичанием.

Date: 2015-03-04 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] mi-b.livejournal.com
Два комментария:

1) представления о прошлом неизбежно взвешены сильно асимметрично, даже когда правильны во всех деталях. Если смотреть на сохранившиеся памятники, то очевидно, что на Руси строили только из кирпича и почти исключительно храмы:). То же происходит и с представлениями о духовных аспектах, массовой культуре итп. Поэтому утверждения, даже специалистов, про то, какие были люди в своей массе, но народную культуру и глубину её проникновения, нужно принимать с гораздо большим скепсисом, чем их же утверждения про то, что "бывало". Очень характерны ссылки на монастырские школы (которые покрывали очень малую долю населения в большинстве мест и периодов), как раз типичный пример сбитой калибрации. Так что ваша картина средневекового общества видится мне изрядно оптимистичной и искаженной.

2) вопрос как называть то, что обычно называют постапокалипсисом: дихотомия "феодализм" или "средневековье" неточна, потому что каждое их них может быть или не быть в этом новом мире, вместе или без другого. Понятно, что на первых стадиях коллапса обычно появляется военная демократия - это отстраивается быстро и его можно наблюдать много где на нынешней периферии общества, периферии уже необязательно географической. Феодализм может либо постепенно выстраиваться из военной демократии, либо вырастать из нынешних олигархических и властных структур, так что да, вполне легко его представить. Вопрос же про то, будет ли при этом средневековье, зависит от того, как мы себе представляем настоящее прошедшее средневековье и от того, как мы видим траекторию нашей культуры века с XVIII. Если видеть за последние 200-300 упадок и декаданс, то средневековье к постапокалипсису уже проскочим, а если видеть взлет, то почему бы и нет.

Date: 2015-03-04 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] bowhill.livejournal.com
И античность будет слишком оптимистичной и шумер.

После этой ужасной баталии
Женихам изменился подсчет,
Кто хотел бы за нежную талию...,
И касался наследства насчет.
На остатках огромных пожарищ
Питекантроп готовил копье.
Семь племен кровожадных сражались
За прекрасные губы ее.

Date: 2015-03-04 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] rus-turk.livejournal.com
Вторичная дикость

Date: 2015-03-05 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] misha-makferson.livejournal.com
Но ведь и первичная "дикость" совершенно по другому была устроена. Там такие внутренние регуляторы были встроены, что огого. Да вот хоть брачные классы австралийских аборигенов взять. И как ребята всё это в голове держали и высчитывали кто с кем может жениться, а кто нет. :-)
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

ivanov_petrov: (Default)
ivanov_petrov

November 2022

S M T W T F S
  12345
6789 101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2025 11:45 am
Powered by Dreamwidth Studios