ivanov_petrov: (Default)
[personal profile] ivanov_petrov
У новизны свои законы.
Захочешь что-то поменять,
и видишь – кто-то незнакомый,
в чем дело сразу не понять,

проступит вдруг из темноты –
теперь вот это будешь ты.

https://antimeridiem.livejournal.com/2934544.html

Идут споры, что такое мышление, сознание. Масса определений, непониманий.

А что такое тело?

Ответы: материальный объект. То есть - по нашему произволу выделенная часть мира. Что хотим рассматривать как объект - то и объект. Что привлекло наш интерес, что является для нас задачей. То и тело.

В случае биологического тела договорились: то, что под кожей. Называем в данном случае объектом организм.

Проблемы там есть? О, да какие... Опенок весом в десятки тонн. Мы привыкли считать телом кошку и коня, а если смотреть на тех, кого нет кожи, там всяко бывает. Интуиция организма сбоит - собственно, дальше двигаются, как сказано: что договоримся считать объектом... То есть организм - что мы решили для удобства так называть в этой вот непростой ситуации. Ну, к примеру - тело вируса...

Но вот вопрос добирается до нас. Наше тело. Моё тело. Фиг я соглашусь, чтобы кто-то по произволу решал... Медицина, конечно, настаивает, но - всё же хотелось бы с телом - моим телом - как-то аккуратнее.

Дело в том, что вопрос о теле ничуть не проще вопроса о сознании. Трудная проблема тела возникает, как только мы уходим от интуиции твердого тела. Простоту нам подарил кирпич, камень - пока мы мыслим тело как такое вот простое, ограниченое четкими границами, - всё примерно понятно.

Но вот жидкое тело. С водообменом, испарением. Вот воздушное тело: тело запаха. Вокруг нас воздух выдохнутый и воздух, который вот сейчас вдохнут. Там нет мембран и нет границ. Это наши тела.

Вот еще дальше стоит тело души. Эмоции, страсти, отголоски отзвуков. Вот бледнеет желание, вот вспыхивает и нарастает отвращение, вот выстраивает свои границы неприятие, вот теплом расходится радость.

После этого мы добираемся до тела мысли. Это все воспоминания, которые есть, были и возможны. И неосознанное, которое может быть осознано, и то, что не было бы осознано, но всё же вдруг - бессознательное включено в тело мысли. Не только внешние впечатления, не только внутренние - подуманное и возможное к помышлению, вспомненное и все ассоциации между этими воспоминаниями.

Что можно сказать о моем теле, теле мысли? У него нет границ и нет четкого состава, нет мембраны. Но - чтобы не раствориться, не распасться - оно вовсе не бесконечно. Это именно мои воспомиания, это части меня. Есть нечто вокруг, что не является моими воспоминаниями, оно приходит извне - и это не я. Моё тело определяется именно принадлежностью. Это не то, что я думаю, будто мне принадлежит, а то, что в самом деле принадлежит. Проще всего это понимать через метафору воспоминаний: выдумка - не моя, хотя я могу ее путать с реальностью или лгать о ее принадлежности, но воспоминания точно указывают на границу тела мысли: где моё и где тела нет, там лишь фантомы и иллюзии. В которых, однако, можно заблудиться - и, понятное дело, в мире мысли оставаться со своим телом сложнее, чем в физическом. Можно потерять(ся).

Как же решить, относится что-то к телу мысли или нет? Вопрос решается принадлежностью: своим я могу распоряжаться. Если я владею данным воспоминанием и мыслью, если я могу распоряжаться им - это входит в мое тело. Если не могу - это не входит в тело. Так я могу присваивать нечто - если усвою до возможности распоряжаться, так я могу терять части тела - если потеряю возможность распоряжаться.

Мышление будет процессами в моем теле мысли. В общем, не обязательно наводить классификацию - какие именно в нем процессы. Можно делить - вот прерывистая граница сознания, вот фантазии, а вот "настоящие воспоминания", вот между ними метки - что я вспоминаю это воспоминание, отмеченные "переделки" бывшего. Всё это можно выделять - а можно не делить. Ты - то, что ты помнишь.

Привычным вопросом будет - а другие с воспоминаниями? Там решается - когда без фантазий - вопросом: а есть кому помнить? Воспоминания - это проверяемо. Но не все события в мире, оставляющие след на песке времени, обладают принадлежностью. Мое тело состоит из моих воспоминаний; если бы не было меня, не было бы никакого смысла собирать набор ничьих событий и объявлять его существующим.

И тут понятно, как мало это тело. То, что можно забыть, что можно отнять, чем ты не владеешь как своим достоянием - то не твое. То, что может быть каким-то воздействием отторгнуто - не входит в твое тело. Только неотторжимое, присвоенное, своё.

И теперь обратным ходом становится ясно, что же такое "воспоминания", твои воспоминания. То, что нельзя забыть. Можно ли отнять язык? Да, конечно, можно лишиться языка. Можно ли забыть имя? Разумеется. В этом месте говорят: так значит всё можно забыть. - Нет. Вопрос не так стоит. Можно - всё. И будешь ничем. Тело твоей мысли - из того, что ты не забыл и не забудешь, то, чем распоряжаешься ты, а не что иное.

Отюда ясно, какой же силой должна обладать та штука, которую называют мыслью. Когда говорят: это немыслимо, забыть можно всё, нет ничего, что нельзя было бы отнять - говорят лишь о слабости. Но можно согласиться: да, чтобы иметь тело для своего я, тело мысли - нужно много сил.

Profile

ivanov_petrov: (Default)
ivanov_petrov

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 03:52 pm
Powered by Dreamwidth Studios