ivanov_petrov: (Default)
[personal profile] ivanov_petrov
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.

— Пригодится на правое дело! —
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
(Юрий Кузнецов, «Атомная сказка», 2 февраля 1968)
https://antimeridiem.livejournal.com/3290508.html

Тут очень важна модальность, но ее трудно придумать.

Меня интересует наше светлое будущее.

Как создается будущее? В нём несколько ингредиентов. Это, во-первых, последствия настоящего. Как можно увидеть эти последствия? Были образованные университетские профессора XIX века - может быть, представляете. Люди очень образованные, культурные, начитанные, гуманные. Они много работали - лаборатория, лекции студентам, руководство аспирантами, чтение... Резали лягушек, красили препараты. Поздно приходили домой, радовались семейной атмосфере с любимой женой и детьми. В воскресеье посещали церковь всей семьей, слушали проповедь. Потом обедали, отдыхали. Ходили в гости к другим профессорам, беседовали на различные интересные темы. В понедельник на работу. Это была интеллектуальная элита. Не в смысле власти - я же сказал: интеллектуальная. Это значит, когда что-то непонятно, спрашивали их. Профессоров. Прежде интеллектуальной элитой были монахи, и если что, спрашивали аббата. А теперь - профессора.

Их дети стали нигилистами, революционерами. Они сгорали, их жизни шли на отрицание существующего, им было не надо ничего - только сжечь наличное, разрушить, истребить - и тогда на пепелище обязательно возобладают здоровые силы, и люди построят какое-то вменяемое общество, а не ту гниль, что их окружала.


https://swgold.livejournal.com/296616.html

Так выглядят последствия. Ясно, что профессора и подумать не могли, что последствия их деятельности выглядят вот так. Но это и было их последствием - не новые книги, не новые опыты и открытия, а дети, которые ненавидели ложь - и готовы были разрушить всё и убить всех, лишь бы не было лжи.

Эта история повторялась много раз. Это история советской послевоенной интеллигенции, шестидесятников. И подобная штука произошла в 2000е и стала причной принятия многими события 2022го года. Там то же самое. Что угодно лучше чем гниль и ложь, которая окружает...

И потому, во-вторых, будущее создаётся из ненависти. Это высшая ступень ненависти - эстетическая. Даже различие в ценностях можно пережить - общаться поверх него, стараясь не задевать различия. Но следующая степень - непереносима. Это когда эстетический идеал собеседника выглядит противно. Когда понимаешь: вот туда нам совсем не надо, это очевидно. И - расхождение по эстетическим причинам, когда отвергается вся действительность, имеющая сходные стилистические черты.

Почему так? Почему именно эстетическая ненависть так важна? У неё есть следствие: пусть что угодно, лишь бы не это! - То есть люди соглашаются на совершенно ужасные вещи, лишь бы не было того, что они ненавидят. И "ужасные" - это ведь не только слово. Они будут убивать и предавать, пытать и преследовать - что угодно, лишь бы не это! Они изменят себя и станут не-людьми: лишь бы не это!

Ненависть крайне важна. Она даёт драйв, силу, энергию. Дешёвую, легко добываемую. Другие источники энергии дороги, а эта... Это та самая сила, которая дает силы шарахаться от стены огня, чтобы погибнуть в стене мороза, и от стены мороза, чтобы сгореть у стены огня. Но, к счастью, не только она определяет будущее.. Есть ещё третье.

Дело в том, что ненависть слепа: что угодно, только не это! Она закрывает вот именно вот это, ненавидимое - а что же тогда надо? Что угодно - это очень, очень много. В этом "что угодно" надо отыскать дорогу. Истово ненавидящие это не умеют - им нечем. Их белые глаза видят только одно направление: прочь от того! А куда же идти?

И тут нужны мечтатели. Они говорят, что же строить-то. Они говорят вразнобой. Они говорят чушь. Практически всё - невыполнимо. Ну, люди почти не умеют мечтать. Это один из самых серьёзных недостатков - недостаточная сила фантазии. Скептиков хоть извращённым способом жуй, скептики дёшевы, а вот фантазеров крайне мало. Но всё равно: хоть выбирать не из чего, выбирать придётся. Будущее строится из последствий настоящего, отталкиваясь от того, что в настоящем будущее особенно ненавидит и привлекаясь тем, о чём будущему удаётся мечтать.

Но понятно - в фантазии и мечте важна не её нереальность, а совсем наоборот - именно реальность. Негодные фантазии называются пустыми. У фантазёра нет сил представить нечто реально. Пустые не нужны. Нужны фантазии сильные, сбывающиеся, которые можно ухватить... Это тот витамин, благодаря которому строится будущее. Сила фантазии должна быть очень большой. Достаточно взглянуть, из чего же придётся строить это будущее как из материала. Это гниль. Это та самая гниль, которую ненависть собирается сжечь до тла любой ценой. А фантазия должна иметь силу из этого выстроить реальность.

Чего сейчас избыточно много - это людей отчаявшихся, озлобившихся, верующих в дерьмо - что всё как всегда не получится и будет одно дерьмо во веки веков. Согласно своему темпераменту, верующие в дерьмо бывают циники и скептики, бывают веселые и бесшабашные, скучные и унылые, умные и тупые, бывают жуиры и аскеты - это всё вариации разных людей при одном мировоззрении. Дерьмовом. При различии деталей и темпераментов, все они верят в гибель, в "ничего не получится", в "там нет выхода". Представление о будущем у них - это постапокалипсис. Бандитские разборки, выживание, и справедливость, справедливость. Убью всех виноватых, один останусь.
Дерьмо, месть и справедливость... Из справедливости получается то, что получается всегда. Это не фантазия о будущем - это тот субстрат, который ненавидят ненавидящие, у которых нет сил представить что-либо иное. Коричневая Россия.

Поскольку таких людей много, на их стороне много фактов и много верных рассуждений - они не ценны. Это понятно, да? То, чего много. То, что не надо искать. Что само прёт. Это дёшево.
Рассуждать о том, верно ли это дешёвое, я не хочу - по крайней мере в данном случае. Это другой вопрос. То есть все разговоры о суровой правде жизни я хотел бы оставить в стороне. Суровая правда - это о коричневой России.

Но при этом меня не интересуют пустые мечты и фантазии. Понимаете, в этом сложность. Что это за модальность такая... Сильная фантазия. Мечта, имеющая силу сбыться. Будущее предопределённое. Есть у нас такое время среди глаголов? Или хотя бы - будущее предопределяющее...

Я бы хотел спросить, как вы представляете себе светлое будущее. Особенность вопроса вот в чем. Меня не интересует, как выпутаться из нынешних обстоятельств и достичь этого будущего. И при этом меня интересует именно и только правда, только реальность - не хотелки, не пустые мечтания. Я, наверное, могу изложить это так.

Как вы себе представляете будущее? Хорошее, светлое, оптимистичное - при этом без фантастических допущений. Не надо концентрироваться на превозмогании нынешних бед... Ну хорошо. Давайте мы по Азимову сделаем одно допущение, и чтобы больше не было никаких допущений. Пусть это будет открытие бесконечной энергии. Дешёвой. Или еще что-то - мне совершенно не важно, что. Это наше чудо-открытие является ответом на нынешние вопросы - пожалте, всё решено. Если вам надо - пусть это будет закон природы, по которому невозможно устроить атомную войну, пусть там нейтроны не нуклонятся. Это безразлично.

Зачем я спрашиваю такой дурацкий вопрос?

Я посмотрел - попытался - на образы будущего, которые выдвигаются теми, у кого они ещё есть. То есть оставляя верующих в дерьмо в строне; их много, они очень сильны, за ними правота и могущество, у них одна беда - они дёшевы... - так вот, оставляя их в стороне, я смотрю на то, что же остаётся светлого из идеалов.

Я вижу тех, кого обызвают "хрустом французской булки". Они представляют себе каким-то образом восставшую из пепла времени Россию досемнадцатого. Она прошла испытания, преобразилась, она уже в современности и уже двинулась дальше; граф и статский советник Румянцев достал смартфон... Белая Россия.

Другое оптимистичное будущее - это возрожденный СССР. Он прошел испытания, преобразился; товарищ первый председатель совета Егорычев достал смартфон... Красная Россия.

Технологии ведут за собой историю, будущее заключено в техническом движе, а люди те же. Осуществлён выход в космос. Осваиваются залежи чего-то на малых планетах. Наши эскадрильи бороздят звездные маршруты. Большая наука, большие открытия. Космонавт Петрович достал смартфон... Серая Россия.

Происходящие сейчас события не добавили ничего к возможным идеалам будущего - от этих событий питается лишь Коричневая Россия. Там борьба за старые мифы, а не за новые идеалы.

Во всех случаях, вариантах будущего - общество светское, знакомое нам, я бы сказал - материалистическое (если угодно - физикалистское). Там нормальная наша наука ХХ века - продвинувшаяся дальше, но вполне нам знакомая, экстраполяция привычной. Там крепкие семьи, вернувшаяся нравственность отношений. Там сурово вытеснены из жизни все эти гнилые явления - всякие там "пидерасты", лесбиянки и прочая радуга. Там не меняют пол, там нет засилья наркотиков. Нормальные люди в нормальных отношениях. Там - во многих вариантах - есть очень развитая и благополучная религиозная жизнь - как это и привычно, в "частной периферии" общества. То есть многие не верят и их никто не заставляет, но многие верят, многие официальные действа сопровождаются служителями культа. Религия оказывается близкой и родной, ценной частью жизни для тех, кому это надо - и некоторой периферией, на которую можно не обращать внимания - для тех, кому это не надо. Отношения религии и науки самые благостные - они не задевают друг друга, наука не занимается тем, о чём хлопочет религия, религия спокойно признаёт то, чем занимается наука. Все счастливы.

Что объединяет белую, красную и серую Россию? Они ведь, вообще-то, крайне похожи и даже слабо отличимы. Там живут обычные люди, те же самые, что и жили в благополучном XIX веке и во второй половине ХХ. Эти люди очень знакомого и понятного нам формата. Хорошие, порядочные люди. От нынешней реальности отличает очень малая доля человеческого дерьма, которая куда-то делась, а вот хорошие люди - разные, непохожие, несогласные друг с другом - они многочисленны. Происходит технический прогресс и люди узнают всё больше об объективном мире, они летают в космос, покоряют Луну и Марс...

Что похожего в этих трёх Россиях? Человек мыслится одинаковым и в прошлом веке, и в позапрошлом, и в этом фантастическом и вымечтанном будущем. Он остался тем же. Идеалы - техника, прогресс, наука, знание - остались те же, к ним добавляются в качестве "идеологических специй" то крестный ход, то красный флаг. За исключением этих идеологических приправ общества совершенно одинаковые - те же люди, та же наука, всё то же.

Я пропущу свои возражения, поскольку не думаю, что они так уж интересны. Вкратце: они указывают на нелогичность - гадости и дерьмо, случившиеся и решающие для пессимистов, произошли не случайно и не по недосмотру, это закономерный и неизбежный результат тех самых Россий (и окружающих их Больших миров), которые и были. То есть все эти три России являются экстраполяциями определённых аспектов прошлого, и это прошлое неизбежно должно было обвалиться в наше реальное сегодня - у вымышленных трёх Россий нет никаких противоядий, они ничего не поняли и ничему не научились, они уверены, что возможен "простой хороший человек", который всё так же юзает нашу позитивную науку, так же смотрит на общество и людей и так же, привычно нам устроен. Ведь были же хорошие люди, да? Так чего огород городить, не надо ничего больше.

Объединяет эти три России - что все они являются прошлым, а не будущим. Это аспекты прошлого - идеализированные, дорощенные до целого (в некоторых лучших случаях), но это то, что уже было. В этих трёх сценариях наше будущее - это светлые моменты прошлого, растянутые в "целую жизнь" и "на всех". Что было, то и будет. Говоря другими словами, поверх коричневой России натянут слой плёнки белой, красной или серой. И будто нету ничего, чистенько так...

Вот с этим я не согласен - тут отрицается, что действия людей имеют последствия. Идут века, а люди всё те же и могут прекрасно себе жить "какраньше" - это и означает, что их действия на них не сказываются. Я думаю, что будущее существует - новое, неожиданное, небывшее, - то, что случится вследствие уже бывшего, а не резиновое растяжимое на все случаи прошлое.
Но, как я и сказал, мне не очень интересно излагать мои возражения, тут можно представить себе сколько угодно возражений... У меня другая просьба. Материал, из которого строится будущее (последствия настоящего) у нас уже есть. Ненависть к настоящему тоже есть - вы знаете, этого очень много, там не надо добавлять. Осталось отыскать фантазию.

Я прошу обрисовать светлое будущее, если у вас есть его образ. Он укладывается в одну из обрисованных Россий - белую, красную, технарскую? Он существенно отличается, он другой? Вы не согласны, вы бы красную (белую...) Россию обрисовали совершенно иначе?

Сделайте это. Каким вам представляется наше светлое будущее? Если исключить из рассмотрения пессимистические сценарии, если убрать критику (нет энергии, нет денег и пр.) - как бы вы себе помыслили хороший, оптимистичный, для вас желательный вариант будущего? В каком мире вы хотели бы жить?

Profile

ivanov_petrov: (Default)
ivanov_petrov

January 2026

S M T W T F S
     1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 07:13 am
Powered by Dreamwidth Studios