ivanov_petrov: (geo)
[personal profile] ivanov_petrov
Мы думаем, что наука бывает разная, она была разной в разное время. Частично черты прошлых ее состояний наследуются, а частично люди остаются при убеждении, что наука - это когда вот так-то, хотя наука уже сорок лет как совершенно иная. То есть представления людей о нормальном, идеальном и должном состоянии науки - это весьма отдельная вещь.

Потому имеет некоторый смысл дать схему. Это именно схема - вспомогательное средство для понимания, указатель, на что смотреть. Некоторые вещи иногда называют иначе, что-то иначе датируют - но понять, о чем речь, можно.

Общий смысл в том, что ценности, идеалы и - соответственно - "научный ад" выглядят различно в разные эпохи. Поскольку у науки есть ценности, как у любой ценностной системы у нее есть и "ад" - называется он "ненаучная деятельность". Что и почему считается в тот или иной период не наукой - зависит в первую очередь, конечно, от того, что сейчас считается научным. При этом, поскольку осознание всех этих дел отстает, прежние, относящиеся к ушедшим эпохам ценности и пороки все еще живут среди нас, а вот "современные" осознаются с опозданием.

Что, может быть, и к лучшему.

Тема "фриков", проклятых шарлатанов сопровождала науку всегда, и это очень важно - напряжение по вопросу об "аде" указывает на напряженность границ. В самом деле, там всего лишь культурная граница, ни паспортов, ни документов. Поэтому сообществу ученых очень важно все время обсуждать, кто фрик, выводить на чистую воду и проклинать - чтобы было ясно, куда ходить нельзя. Это обратная сторона положительных ценностей, так что при изучении ценностной структуры науки надо смотреть на "научные идеалы" и "научные проклятия", "научных отверженных".

Начну тривиально, с 17 в. Можно было бы говорить о том, что наука начиналась несколько раз и говорить о 15 и 16 вв., но тут ни к чему. Так что тривиально, с 17.

1) Наука одиночек, связанных в вольные общества и академии. 17-18 вв.
Ценности: поиск истины. Важно: бескорыстный поиск истины, не для себя - для всех людей, сам искатель истины - это важно - ничего не получит от своего открытия, обычно нет надежды даже на признание, важен лишь факт, что истина для всех и каждого - найдена. Бескорыстие и поиск истины - эти ценности взяты у средневекового монашества.
Скептицизм, критическое отношение - унаследовано от религиозной веры, или, если угодно, у религиозных войн за веру. Точнее можно сказать: не скепсис, а беспристрастие. Не вносить в обсуждение фактов своих пристрастий - так это выглядело на опыте религиозных войн.

2) Наука университетов. 18-19 вв. Поддержана корпорацией - но не экономической, а культурной: корпорацией ученых.
Ценности: бескорыстный поиск истины - традиция сообщества.
Скептицизм - то, чем стала традиционная беспристрастность, когда общество становится секулярным.
Свобода - важное дополнение к комплексу ценностей. Возникновение связано с балансом, так как в это время наука стала корпоративной. Возникновение корпораций с корпоративными интересами позволило осознать, что важно для всех ученых вне зависимости от корпоративной принадлежности, и противопоставило отдельного ученого - корпорации.

3) Массовая наука. 19-20 вв. Поддерживается государством, а не корпорацией ученых.
Ценности: бескорыстный поиск истины - традиция сообщества, и к тому же так осознается примат государства.
Скептицизм, ограниченный тем, чем стала вера: идеологией. Граница науки проходит по краю господдержки и идеологии. Скептицизм заканчивается там, где начинается идеология. Ученый работает на свое государство.
Добавляются ценности коллективизма - сообщество ученых осознает себя как коллектив. Ограничен границей государства. Вытесняется ценность свободы, выступает как атавизм.

4) Постгосударственная наука. 20-21 вв. Поддерживается бизнесом и сама занимается бизнесом для выживания в новом - экономическом, а не политическом - мире.
Ценности: бескорыстный поиск истины - атавизм, по традиции, находится в противоречии с вновь внедряемой этикой науки. Остается поиск истины, понимаемой как ценность: наука продает новшества, открытие можно продать, истина ценна своей стоимостью. Можно сказать: теперь ценности несколько иные, не бескорыстный, а утилитарный поиск истины.
Скепсис - как интеллектуальный инструмент выживания в мощных информационных полях, когда скорость работы зависит от умения добывать доброкачественную информацию. Тем самым скептицизм ограничен инструментально, ученый может быть сколь угодно наивен, легковерен и суеверен в любых вопросах, если это не мешает выполнению его непосредственных функций. Скепсис стал профессиональным качеством, не более того.
Появляется ценность "малого коллектива". Государство отказалось от поддержки науки, она вынуждена выживать в агрессивной среде, происходит это путем образования "малых банд" взаимной поддержки. Возникает естественная этика малых групп - друг своих друзей, верный слову и не сдающий товарищей, и прочие понятные вещи - вне малых групп позволено всё, там этика не работает. Никаких "общечеловеческих" обязанностей и прочей лабуды.

По этим этапам меняется характер козлищ - характерные черты того, что выступает как "паранаука". Для (1) характерны инакомыслящие - одиночки, которые думают не так, как многие другие, в том числе великие и славные. Ненаучным делает принятие ненаучных ценностей - например, ученый в своих профессиональных работах склоняется к некой вере и небескорыстно трактует факты в пользу этого своего убеждения. Нарушения научного кодекса - нарушения одиночек: лгун, небеспристрастный, инакомыслящий.

На этапе (2) остаются от прошлого состояния прежние состояния этики и прежние "проклятия", добавляется аспект "не из нашей корпорации". Университеты враждуют, стала возможна ситуация, когда противоречат друг другу научные школы, границы которых проходят по университетам. Тут важно, кто с кем дружит, кто у кого защищался и пр. Тем самым можно стать "неученым", оказавшись не с той стороны барьера - человек может делать ровно то же, что и "все", но лагерь его проиграл - и он среди антиученых. Надо быстро извиняться и бежать примазываться к победителям. Или вести жизнь одиночки.

На этапе (3) наука в значительной мере "партийна". Свобода научного исследования ограничена границами идеологий - в разных науках они проходят в разных местах. Ненаучными могут быть объявлены немцы или англичане, или наука, принадлежащая какой-то конфессии, или суеверию, мистическому течению и пр. Ученые раскалываются по странам, и потому иногда некоторые научные конфликты, особенно заостренные, доходят до "ненаучности" целых национальных научных школ. Критерием ненаучности служит отсутствие государственной поддержки - потому что для свой пользы государство поддерживает "правильных" ученых. Значит, кого не поддерживает - те неправильные. Напротив, наличие господдержки служит легализации науки и принятию направления в качестве научного. Тогда возникло мнение, что критерий появления науки - появление кафедры в университете и рецензируемого журнала. ///Примеры - требуют места. Ну, например, можно взглянуть в историю сайентологии и убедиться, что это - паранаука эпохи массовой науки, науки государственной и идеологичной.

На этапе (4) наука становится корпоративной. Вместо государственных секретов появляются секреты корпораций - свободное распространение научной истины теперь ограничено не госграницами, а служебным допуском. Имеет или нет направление господдержку - теперь совсем не так важно, сообщество ученых может считать ненаучными также и поддержанные каким-то (и своим) государством направления. Наличие кафедры и журнала знаменует социальный успех, но не научность. Границы проходят между "командами", так что, заостряя, можно сказать - неученый и ненаука - это те, кто принадлежит к другой команде. Можно видеть, как современные паранауки - что Фоменко, что Гумилев, что еще триста примеров - ведут себя именно так. Это малые группы сторонников, борющихся за общее дело. Ну, конечно, и сторонники "правильной науки" организованы в такие же сообщества. Идеологичность как граница науки стала атавизмом. С этим, кстати, связано вызывающее тревогу многих распространение суеверий и ненаучных объяснений в обществе. Идеологии нет, границу никто не держит, а прежняя - держалась вовсе не рациональными средствами, а идеологическими. Как до 1917 г. интеллигенция, борющаяся с царизмом, на деле была им защищаема и без него пошла под ноготь - так и научный рационализм, не защищаемый партийной идеологией, оказался сам по себе чрезвычайно слаб.

Помимо этого, в "большом" обществе существуют иные убеждения. Большое общество определить трудно. Это не сообщество ученых, и это не "все люди". Особенно видно, что это такое, - когда организуются на телевидении встречи ученых с какими-то экспертами, телезрителями и просто журналистами. Для грубого, начального понимания можно сказать так: большое общество сделано СМИ, это то, что интегрируется разными медиа. Так вот, подавляющее большинство окружающих людей принадлежит к "большому" обществу. А в большом обществе свои законы, свои знания и представления о мире. И вот, в большом обществе о всей науке и обо всех ученых все еще думают, что они - в состоянии (1). Так мыслят о науке - в терминах одиночек, упорного труда, неожиданных счастливых открытий, врожденной гениальности. В интеллигентных кругах, приближенных к науке, и в самой науке, о себе мыслят, пожалуй, в понятиях (2). Это - сознание тех 1-3% людей, которые вообще что-то понимают и могут считаться образованными. В смыслах (3) и (4) люди себя практически не осознают - они так себя ведут, поскольку это - наше вчера и сегодня.

Date: 2013-11-29 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ivanov-petrov.livejournal.com
вчера болела голова, а сегодня болит слабее - то ли боль ослабла, то ли я ее чувствую меньше. вот ведь вопрос

Date: 2013-11-29 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kaktus77.livejournal.com
"Одному бравому человеку пришло однажды в голову, что люди тонут в воде только потому, что они одержимы мыслью о тяжести. Если бы они выкинули это представление из головы, объявив, например, его суеверным, религиозным, то они избавились бы от всякого риска утонуть. Всю свою жизнь боролся он против иллюзии тяжести, относительно вредных последствий которой статистика доставляла ему всё новые и новые доказательства."

Date: 2013-11-30 04:31 am (UTC)
From: [identity profile] bounded-man.livejournal.com
Здесь рассматривается противоположный пример. Наивность пьяного, который уверен, что "море по колено".
Ни водка, ни образованность, ни присяга сами по себе изменить ничего не в состоянии. Хороший пример российский суд, машина которого по декларации, так же настроена на поиск истины.

Date: 2013-11-30 06:56 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus77.livejournal.com
Противоположный чему?

Date: 2013-11-30 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] bounded-man.livejournal.com
Лунному свету.

Date: 2013-11-30 07:59 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus77.livejournal.com
У вас тоже голоса в голове? Понятно.
Edited Date: 2013-11-30 08:06 am (UTC)

Date: 2013-11-30 08:48 am (UTC)
From: [identity profile] bounded-man.livejournal.com
Прибегая к метафорам легко иллюстрировать, но находясь внутри метафор пытаться что-то сказать по существу очень сложно.
Известное утверждение "Бытие определяет сознание" неверно в корне потому, что основано на разделении неделимого, просто для неделимого не придумано слово. Это легко заметить когда такое слово и вдобавок предмет данный в ощущениях есть. Например утверждение - "решка определяет орла" покажется удивительным, потому что есть - монета. Или например утверждение тупой конец определяет острый нелепо - есть яйцо. С другой стороны совершено очевидно, что ни монета без решки, ни яйцо без острого конца невозможны.

Date: 2013-11-30 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus77.livejournal.com
== Известное утверждение "Бытие определяет сознание" неверно в корне потому, что основано на разделении неделимого, просто для неделимого не придумано слово.

Это хороший способ аргументации - обосновывать отсутствием слов :))
Нормальное утверждение, надо только адекватно его понимать и не вырывать из контекста.

Впрочем, у нас речь вообще не об этом (пока во всяком случае), а был задан простой вопрос - "противоположный чему?", по отношению к Вашему комменту. Всего лишь вопрос на понимание - я действительно не понял, что Вы там имеете в виду.

Насколько я понял, Иванов-Петров считает, что наука существует у него в голове, как головная боль типа. Вот этот стул - вне головы, в комнате, а наука - в голове. Такая вот удивительная штука. И приведя известную цитату из "Немецкой" идеологии", я всего лишь подчеркнул это удивительное обстоятельство.
И я не понял, про какой противоположный пример говорите Вы - почему противоположный и противоположный чему?

Date: 2013-11-30 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] bounded-man.livejournal.com
Смотрите - "наука в голове" - это явно метафора, "стул вне головы" - это явно не метафора. На таком поле получится только блуждать.

Date: 2013-11-30 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] kaktus77.livejournal.com
== Смотрите - "наука в голове" - это явно метафора

Нет, это не метафора. Это буквально. Именно это и говорится. Какие уж тут могут быть метафоры.

Date: 2013-11-30 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] bounded-man.livejournal.com
Да. Это и есть новое время. Похоже теперь трактат "Молот ученых" мало кого удивит.

Profile

ivanov_petrov: (Default)
ivanov_petrov

November 2022

S M T W T F S
  12345
6789 101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 6th, 2025 05:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios